Расширяющееся использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве топлива для всех видов транспорта, в том числе для морских судов и судов внутреннего водного плавания, вызвано необходимостью исполнения участниками транспортного процесса требований к всемерному сокращению загрязнения атмосферного воздуха парниковыми газами, окислами азота и серы и иными загрязняющими веществами. Требования к сокращению выброса в атмосферу загрязняющих веществ с судов вытекают из требований отечественного законодательства в сфере охраны окружающей среды и из соответствующих профильных международных договоров Российской Федерации. Для морских судов, равно как для судов смешанного плавания на морских участках их рейсов, таким международным договором является Приложение VI Правил предотвращения загрязнения воздушной среды с судов к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78). Для судов внутреннего водного плавания основой для регулирования выбросов служат Федеральный закон об охране атмосферного воздуха и соответствующие подзаконные акты.
Настоящий стандарт разработан в связи с ростом спроса на СПГ как судового топлива для морских судов и судов внутреннего водного плавания Российской Федерации, а также в поддержку необходимого соответствующего развития инфраструктуры для бункеровки судов, использующих СПГ в качестве топлива.
Объектом стандартизации в настоящем стандарте являются оборудование и инфраструктура причалов, предназначенных для грузовых операций судов - бункеровщиков СПГ, а также для бункеровки судов СПГ. В настоящем стандарте установлены общие принципы выбора, эксплуатации и технического обслуживания оборудования для последующей передачи на суда СПГ, а также определены меры организационного характера, целью которых является обеспечение безопасного осуществления грузовых операций, бункеровки и предотвращения выброса в атмосферу метана - основного компонента природного газа, обладающего исключительно высоким парниковым эффектом.
Целью настоящего стандарта является обеспечение надлежащего уровня безопасности грузовых операций и бункеровки газотопливных судов СПГ на основе идентификации всех видов риска, их оценки, управления рисками, присущими использованию СПГ в качестве судового топлива, и снижению последствий их возможного действия.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Кодекса МКГ [1], Кодекса МГТ [2] и [3]. Кроме того, в настоящем стандарте учтены требования к безопасности, предусмотренные действующими отечественными нормами и правилами в области проектирования и эксплуатации объектов хранения и перекачки СПГ.