В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 15.309, ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 новые железнодорожные рельсы: Железнодорожные рельсы, первично укладываемые (уложенные) в железнодорожный путь.
3.2 звеньевой путь: Конструкция железнодорожного пути из рельсов с болтовыми соединениями длиной до 25 м включительно, которые при колебаниях температуры изменяют свою длину за счет стыковых зазоров.
3.3 бесстыковой путь: Конструкция железнодорожного пути, представляющая собой чередование участков пути со сварными плетями длиной до 800 м и более, в том числе равной длине блока-участка, перегона или неограниченной длины с участками звеньевого пути, участками пути в виде стрелочных или уравнительных пролетов.
3.4 рельс, сваренный контактной сваркой; РКС: Рельс длиной до 25 м включительно, имеющий один или несколько сварных стыков.
3.5 стык РКС: Участок рельса в месте соединения двух рельсов контактной сваркой, состоящий из характерных областей сварного соединения: шва, зон термического влияния и основного металла, не подверженного термическому воздействию сварки.
3.6 РКС укороченной длины: Рельсы, применяемые в кривых железнодорожного пути.
3.7 рельсовая нитка (нить): Непрерывный ряд рельсов, примыкающих концами друг к другу и соединенных стыковыми накладками и болтами или сваркой, общей длиной более 25 м.
3.8 рельсовая плеть: Пара рельсовых ниток (левая и правая), предназначенная для укладки на одном участке бесстыкового пути.
3.9 рельс переходного профиля: РКС стандартной длины, сваренный из двух рельсов разных типов.
3.10 уравнительный рельс: Рельс, заполняющий уравнительный пролет между концами стыкуемых рельсовых плетей.
3.11
владелец инфраструктуры: Государственная организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора. [ГОСТ 32894-2014, пункт 3.4] |
3.12 рельсосварочное предприятие; РСП: Предприятие, выполняющее работы по сварке РКС, рельсовых плетей и рельсов переходного профиля в технологических линиях РСП или в составе путевых рельсосварочных машин (ПРСМ).
3.13 оператор машины контактной стыковой сварки оплавлением: Сварщик, выполняющий автоматическую или механизированную контактную стыковую сварку оплавлением железнодорожных рельсов и использующий оборудование с механизированными относительными перемещениями сварочного инструмента и свариваемого изделия, который прошел курс обучения и аттестован в соответствии с требованиями национальных нормативных документов государств, упомянутых в предисловии, соответственно его задачам.
_______________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58443-2019 "Аттестация операторов контактной стыковой сварки оплавлением и сварщиков термитной сварки железнодорожных рельсов".
3.14
технологическая карта сварки (welding procedure specification; WPS): Документальное изложение аттестованной технологии выполнения сварного шва, обеспечивающее повторяемость ее выполнения в производстве продукции. [ГОСТ 33976-2016, пункт 3.6] |
_______________
В Российской Федерации применяют технологическую карту сварки по ГОСТ Р ИСО 15614-13-2009 "Технические требования и аттестация процедур сварки металлических материалов. Проверка процедуры сварки. Часть 13. Контактная стыковая сварка сопротивлением и оплавлением".
3.15 грат: Окисленный металл и шлак на поверхности сварного стыка, выдавленный при осадке в процессе соединения рельсов сваркой.
3.16 отклонение поверхности от прямолинейности: Наибольшее расстояние или от рабочих поверхностей стыка РТС до прилегающей прямой в пределах нормируемого участка (базовой длины) (см. рисунок 1).