Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 19443-2020

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Специальные требования по применению ИСО 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности (ITNS)

Quality management systems. Specific requirements for the application of ISO 9001:2015 by organizations in the supply chain of the nuclear energy sector supplying products and services important to nuclear safety (ITNS)



ОКС 27.120.01

ОКС 03.120.10

Дата введения 2020-11-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 322 "Атомная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2020 г. N 526-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 19443:2018* "Системы менеджмента качества. Специальные требования по применению ИСО 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности" (ITNS) (ISO 19443:2018 "Quality management systems - Specific requirements for the application of ISO 9001:2015 by organizations in the supply chain of the nuclear energy sector supplying products and services important to nuclear safety (ITNS)", IDT)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть предметом патентных прав. ИСО не несет ответственности за идентификацию какого-либо или всех таких патентных прав. Подробная информация о любых патентных правах, выявленных в ходе разработки стандарта, представлена в списке полученных патентных деклараций ИСО (см. www.iso.org/patents).


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


ИСО тесно сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). МАГАТЭ разрабатывает стандарты по безопасности для их использования государствами-членами в своих системах национального регулирования. Стандарты ИСО в области ядерной безопасности являются дополняющими техническими документами.

В настоящем стандарте текст, воспроизведенный из ИСО 9001:2015, заключен в рамки, чтобы его можно было отличить от специальных требований, связанных с обеспечением ядерной безопасности, приведенных для каждого раздела.

Требования каждого раздела включают требования, связанные с ядерной безопасностью.

При воспроизведении текста ИСО 9001:2015 под словосочетанием "настоящий стандарт" понимается ИСО 19443:2018, включая текст за пределами рамок.

Справочные приложения, на которые даны ссылки в ИСО 9001:2015, не включены в настоящий стандарт.

0.1 Общие положения

Применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие.

Потенциальными преимуществами для организации от применения системы менеджмента качества, основанной на настоящем стандарте, являются:

a) способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требования потребителей и применимые законодательные и нормативные правовые требования;

b) создание возможностей для повышения удовлетворенности потребителей;

c) направление усилий на риски и возможности, связанные со средой и целями организации;

d) возможность продемонстрировать соответствие установленным требованиям системы менеджмента качества.

Настоящий стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами.

Настоящий стандарт не предполагает необходимость:

- единообразия в структуре различных систем менеджмента качества;

- согласования документации со структурой разделов настоящего стандарта;

- использования специальной терминологии настоящего стандарта в рамках организации.

Требования к системам менеджмента качества, установленные настоящим стандартом, являются дополнительными к требованиям к продукции и услугам.

В настоящем стандарте применен процессный подход, который включает цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA), и риск-ориентированное мышление.

Процессный подход позволяет организации планировать свои процессы и их взаимодействие.

Реализация цикла PDCA позволяет организации обеспечить ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.

Риск-ориентированное мышление позволяет организации определять факторы, которые могут привести к отклонению от запланированных результатов процессов и системы менеджмента качества организации, а также использовать предупреждающие средства управления для минимизации негативных последствий и максимального использования возникающих возможностей (А.4).

Постоянное выполнение требований и учет будущих потребностей и ожиданий в условиях все более динамичной и сложной среды ставит перед организацией сложные задачи. Для решения этих задач организация могла бы посчитать необходимым использовать различные формы улучшения в дополнение к коррекции и постоянному улучшению, например такие, как прорывное изменение, инновация и реорганизация.

В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:

- "должна" указывает на требование;

- "следует" указывает на рекомендацию;

- "могло бы" указывает на разрешение;

- "может" указывает на способность или возможность.

Информация, обозначенная как "Примечание", носит характер руководящих указаний для понимания или разъяснения соответствующего требования.

0.2 Принципы менеджмента качества

Настоящий стандарт основан на принципах менеджмента качества, описанных в ИСО 9000. Описание включает формулировку каждого принципа и обоснование, почему принцип важен для организации, а также некоторые примеры преимуществ, связанных с принципом, и примеры типичных действий по улучшению результатов деятельности организации при применении принципа.

Принципы менеджмента качества:

- ориентация на потребителя;

- лидерство;

- взаимодействие людей;

- процессный подход;

- улучшение;

- принятие решений, основанных на свидетельствах;

- менеджмент взаимоотношений.


Также применимы следующие принципы:

- культура ядерной безопасности;

- определение изделий и работ, важных для ядерной безопасности;

- дифференцированный подход к применению требований к качеству.

0.3 Процессный подход
     
     0.3.1 Общие положения


Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.

Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.

Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:

a) понимать и постоянно выполнять требования;

b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;

c) достигать результативного функционирования процессов;

d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.

Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков.

0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"

Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом. Рисунок 2 иллюстрирует, как разделы 4-10 могут быть сгруппированы в соответствии с циклом PDCA.

     
Рисунок 1 - Схематичное изображение элементов процесса

          

Примечание - Цифры в скобках являются ссылками на разделы настоящего стандарта.

Рисунок 2 - Изображение структуры настоящего стандарта в соответствии с циклом PDCA

Цикл PDCA можно кратко описать так:

- планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

- делай - выполнение того, что было запланировано;

- проверяй - мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями и требованиями и сообщение о результатах;

- действуй - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

0.3.3 Риск-ориентированное мышление

Риск-ориентированное мышление (А.4) необходимо для достижения результативности системы менеджмента качества. Концепция риск-ориентированного мышления подразумевалась в предыдущей версии настоящего стандарта, включая, например, выполнение предупреждающих действий, направленных на исключение потенциальных несоответствий, анализ любых несоответствий, которые возникают, и принятие мер по предотвращению их повторения, соответствующих последствиям несоответствия.

Чтобы соответствовать требованиям настоящего стандарта, организации необходимо планировать и внедрять действия, связанные с рисками и возможностями. Направление усилий на риски и возможности создает основу для повышения результативности системы менеджмента качества, достижения улучшенных результатов и предотвращение неблагоприятных последствий.

Возможности могут возникнуть в ситуации, благоприятной для достижения намеченного результата, например как совокупность обстоятельств, позволяющих организации привлекать потребителей, разрабатывать новую продукцию и услуги, сокращать отходы или повышать производительность. Действия в отношении возможностей могут также включать рассмотрение связанных с ними рисков. Риск - это влияние неопределенности, и любая такая неопределенность может иметь положительные или отрицательные воздействия. Положительное отклонение, вытекающее из риска, может создать возможность, но не все положительные отклонения приводят к возможностям.

0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем менеджмента

В настоящем стандарте применена структура, разработанная ИСО для улучшения согласованности между стандартами ИСО на системы менеджмента (см. приложение А.1).

Настоящий стандарт позволяет организации применять процессный подход в сочетании с циклом PDCA и риск-ориентированным мышлением с тем, чтобы согласовать или интегрировать свою систему менеджмента качества с требованиями других стандартов на системы менеджмента.

Настоящий стандарт связан со стандартами ИСО 9000 и ИСО 9004 следующим образом:

- ИСО 9000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" ("Quality management systems - Fundamentals and vocabulary") создает важную основу для надлежащего понимания и внедрения настоящего стандарта.

- ИСО 9004 "Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха" ("Quality management - Quality of an organization - Guidance to achieve sustained success") дает руководство организациям, стремящимся превзойти требования настоящего стандарта.

Приложение В содержит сведения о других международных стандартах в области менеджмента качества и стандартах на системы менеджмента качества, которые были разработаны ИСО/ТК 176.

Настоящий стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья или финансовый менеджмент.

Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества разработаны для ряда отраслей на основе требований настоящего стандарта. Некоторые из этих стандартов устанавливают дополнительные требования к системе менеджмента качества, в то время как другие ограничиваются предоставлением руководящих указаний по применению настоящего стандарта в рамках конкретной отрасли.

Матрицу, показывающую соотношение между разделами настоящего стандарта и ИСО 9001:2015, можно найти на открытом для доступа веб-сайте ISO/ТС 176/SC2: www.iso.org/tc176/sc02/public.


Требования к системам менеджмента, специфичные для менеджмента физической защиты, а также учета и контроля ядерных материалов, в настоящем стандарте не рассматриваются.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и (или) услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям;

b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.

Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения любыми организациями независимо от их вида, размера, поставляемой продукции и предоставляемых услуг.

Примечания

1 В настоящем стандарте термины "продукция" или "услуга" применимы только к продукции и услугам, которые предназначены или затребованы потребителем.

2 Законодательные и нормативные правовые требования могут быть обозначены как правовые требования.


Настоящий стандарт распространяется на организации, осуществляющие поставку продукции и услуг, важных для ядерной безопасности.

Применение настоящего стандарта организациями, осуществляющими деятельность на лицензированных ядерных площадках, осуществляется по предварительному согласованию с лицензиатом.

Требования, установленные в настоящем стандарте, дополняют (не являются альтернативой) требования потребителя и применимые законодательные и нормативные правовые требования.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяется только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все поправки).

ISO 9000:2015 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (Система менеджмента качества. Основные положения и словарь)              

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяются термины и определения, данные в ИСО 9000:2015, а также приведенные ниже.

3.1 работа (activity): Задача, которая способствует созданию продукции или услуг.

3.2 изделие или работа общепромышленного назначения (commercial grade item or activity): Изделие (см. 3.6) или работа (см. 3.1), влияющие на ядерную безопасность, которые не проектировались, не изготовлялись или не осуществлялись в соответствии с установленными требованиями ядерной безопасности.

Примечания

1 Изделия общепромышленного назначения не включают изделия, процессы проектирования и изготовления которых требуют контроля и верификации, обеспечивающие обнаружение и устранение дефектов и отклонений (т.е. когда одна или более критических характеристик изделия не могут быть верифицированы). Критические характеристики - это важные характеристики конструкции, материала и эксплуатационных свойств изделий общепромышленного назначения, которые после верификации обеспечат достаточную уверенность в том, что изделие будет выполнять свою заданную функцию безопасности.

2 За определение критических характеристик, средств верификации и приемки заданных функций безопасности изделия отвечает потребитель.

3.3 контрафактное/фальсифицированное/сомнительное изделие

3.3.1 контрафактные изделия (counterfeit items): Изделия, которые умышленно без разрешения их правообладателя производятся, ремонтируются или изменяются с целью имитировать оригинальные изделия и в последующем выдать их за оригинальные (подлинные) изделия.

[IAEA NP-T-3.21]

3.3.2 фальсифицированные изделия (fraudulent items): Изделия, информация о которых преднамеренно искажается с целью обмана.

Примечание - К фальсифицированным относятся изделия, сопровождаемые некорректной идентификацией, фальсифицированными или недостоверными сертификатами. К ним также относятся изделия, продаваемые организациями, которые приобрели законное право на производство изделий в определенном количестве, но производят количество больше разрешенного и продают излишки как законные товарные запасы.


[IAEA NP-T-3.21]

3.3.3 сомнительные изделия (suspect items): Изделия, в которых есть признаки или подозрение, что они не являются подлинными.

[IAEA NP-T-3.21]

3.4 дифференцированный подход (graded approach): Процесс или метод, используемый для обеспечения применения требований, связанных с менеджментом качества, документацией, мониторингом и измерениями, соразмерно значимости ядерной безопасности.

3.5 важный для ядерной безопасности (important to nuclear safety (ITNS)): Признак продукции, изделия, работы или услуги, отказ или неправильное выполнение которых может привести к чрезмерному радиационному воздействию на человека или окружающую среду.

3.6 изделие (item): Общий термин, используемый для обозначения одного из следующих: узел, компонент, оборудование, материал, модуль, деталь, программное обеспечение, конструкция, сборочный узел, подсистема, система или блок.

Примечание - Данное определение заменяет определение термина в ISO 9000.

3.7 лицензиат (licensee): Обладатель действующего разрешения, выданного органом регулирования ядерной и радиационной безопасности организации, отвечающей за выбор площадки, проектирование, сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации ядерной установки.

3.8 ядерная безопасность (nuclear safety): Достижение надлежащих условий эксплуатации, предотвращение аварий или смягчение последствий аварии, в результате чего обеспечивается защита работников, населения и окружающей среды от чрезмерных радиационных рисков.

[Глоссарий МАГАТЭ по безопасности]

Примечание - Применение системы менеджмента качества чрезвычайно важно для обеспечения ядерной безопасности.

     4 Среда организации

     4.1 Понимание организации и ее среды


Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее намерениям и стратегическому направлению и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) ее системы менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих внешних и внутренних факторах.

Примечания

1 Рассматриваемые факторы или условия могут быть положительными или отрицательными.

2 Пониманию внешней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с законодательной, технологической, конкурентной, рыночной, культурной, социальной и экономической средой на международном, национальном, региональном или местном уровне.

3 Пониманию внутренней среды может способствовать рассмотрение факторов, связанных с ценностями, культурой, знаниями и результатами работы организации.


Внешние и внутренние факторы должны включать вопросы ядерной безопасности.

     4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон


С учетом влияния, которое заинтересованные стороны оказывают или могут оказать на способность организации постоянно поставлять продукцию и услуги, отвечающие требованиям потребителей и применимым к ним законодательным и нормативным правовым требованиям, организация должна определить:

a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества;

b) требования этих заинтересованных сторон, относящиеся к системе менеджмента качества.

Организация должна осуществлять мониторинг и анализ информации об этих заинтересованных сторонах и их соответствующих требованиях.

     4.3 Определение области применения системы менеджмента качества

Организация должна определить границы системы менеджмента качества и охватываемую ею деятельность, чтобы установить область ее применения.

При определении области применения организация должна рассматривать:

a) внешние и внутренние факторы (см. 4.1);

b) требования соответствующих заинтересованных сторон (см. 4.2);

c) продукцию и услуги организации.

Организация должна применять все требования настоящего стандарта, если эти требования применимы в пределах установленной области применения ее системы менеджмента качества.

Область применения системы менеджмента качества организации должна быть доступна, разрабатываться, актуализироваться и применяться как документированная информация. Область применения должна указывать на охватываемые виды продукции и услуг и давать обоснование для исключения требования настоящего стандарта, которое она определила как неприменимое к ее области применения системы менеджмента качества.

Соответствие требованиям настоящего стандарта может быть заявлено только в том случае, если требования, определенные как неприменимые, не влияют на способность или ответственность организации обеспечивать соответствие продукции и услуг и повышать удовлетворенность потребителей.

     

     4.4 Система менеджмента качества и ее процессы


4.4.1 Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Организация должна определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение в рамках организации, а также:

a) определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;

b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

c) определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели результатов деятельности), необходимые для обеспечения результативного функционирования этих процессов и управления ими;

d) определять ресурсы, необходимые для этих процессов, и обеспечить их доступность;

e) распределять обязанности, ответственность и полномочия в отношении этих процессов;

f) учитывать риски и возможности в соответствии с требованиями подраздела 6.1;

g) оценивать эти процессы и вносить любые изменения, необходимые для обеспечения того, что процессы достигают намеченных результатов;

h) улучшать процессы и систему менеджмента качества.

4.4.2 Организация должна в необходимом объеме:

a) разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов;

b) регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано.

4.4.3 Организация должна поддерживать в актуальном состоянии документированную информацию, содержащую описание выполнения требований настоящего стандарта (например, руководство по качеству или план качества).

     5 Лидерство

     5.1 Лидерство и приверженность

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs