5.1 Основные принципы
Во многих случаях организации и их поставщики не проводят соответствующего анализа корневых причин и результатов решения проблем, в связи с тем, что:
- не существует четких критериев приемлемого плана корректирующих действий; в организации считают удовлетворительным положение вещей, при котором прекращается производство неисправных деталей;
- организация продолжает принимать несоответствующие планы корректирующих действий, так как основное внимание уделяется графику, а не качеству;
- мышление специалистов внутри организации (внутренней/внешней) не ориентировано на анализ корневых причин, так как сотрудники не знают или не понимают процесс и/или не прошли соответствующую подготовку.
5.1.1 Глубокий анализ корневых причин и процесс решения проблем должны наглядно представлять следующую информацию:
- способ управления и обмена информацией о возникшей проблеме между всеми заинтересованными сторонами (например, проектирование, производство, поставщики, потребители);
- обеспечение идентификации фактических корневых причин;
- обеспечение внедрения корректных измерений в соответствующем месте, в надлежащее время и компетентными лицами;
- идентификацию и контроль внедренных сдерживающих действий для защиты производства и потребителя.
5.1.2 Подходы к решению проблем могут быть кратко сформулированы следующим образом:
- реагирующий подход - это решение возникшей неисправности; сбор и анализ данных направлен на защиту потребителя;
- упреждающий подход - это анализ сбоев и поиск возможностей улучшения продукции, процесса или системы;
- предупреждающий подход - это внедрение решений до возникновения нежелательных условий, неисправностей или отказов.
Изменение культуры требуется, как правило, для продвижения от реагирующего к упреждающему и/или предупреждающему подходам.
Примеры типичного поведения в организациях:
- ограничение только в быстром исправлении ситуации;
- поверхностный анализ без уделения ему достаточного количества времени;
- отсутствие системного мышления, т.е. фактически переход от одной кризисной ситуации к другой без глубокого анализа причин;
- поиск виновных ("Кто это сделал?"), обвинение или перенесение ответственности;
- формирование списка неотложных решений для беспорядочной борьбы с симптомами;
- узкая ориентированность в отношении актуальной проблемы;
- ориентированность на показатели производительности/измерения (например, продажи, прибыль), подразумевая, что процессы улучшатся сами собой.
Примеры поведения, основанного на "системном мышлении", приводящем к "системным решениям":
- понимание того, что совокупность многих факторов является причиной сложной ситуации;
- полное понимание актуальной проблемы и работа с систематическими корневыми причинами;
- исправление ситуации и улучшение процессов;
- поиск ответа на вопрос "Как это произошло?";