Статус документа
Статус документа

ПНСТ 427-2020 Системы менеджмента качества организаций авиационной, космической и оборонной отраслей промышленности. Перспективное планирование качества продукции. Анализ корневых причин и решение проблемы

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анализ корневых причин: Процесс идентификации всех причин (корневая причина и способствующие причины), которые привели или могли привести к нежелательным последствиям, ситуациям, а также к несоответствию или отказу.

3.2 верификация внедрения корректирующего действия в отношении корневой причины: Действия, предпринимаемые для верификации того, что запланированные мероприятия внедрены в соответствии с графиком.

Примечание - Термин распространяется также на определенные действия, основные этапы, даты завершения и ответственность.

3.3 верификация результативности корректирующего действия в отношении корневой причины: Действия, предпринимаемые для верификации того, чтобы в процессе запланированных корректирующих мероприятий было осуществлено предупреждение повторного возникновения идентифицированной корневой причины или способствующих этому причин, а также последовательное устранение проблем.

Примечание - Действия могут включать проведение аудита, мониторинг определенных показателей или другие методики предоставления отчетности.

3.4 видимая причина (также очевидная причина/прямая причина/непосредственная причина): Событие или действие, которое незамедлительно ведет или предшествует возникновению нежелательных условий, ситуаций, несоответствия или отказа.

Примечание - Видимая причина, как правило, не является корневой причиной.

3.5 корневая причина: Оригинальные события, действия и/или условия, результатом которых являются (непосредственно или опосредованно) фактическое или потенциальное нежелательное условие, ситуация, несоответствие или отказ.

3.6 коррекция (оперативная коррекция): Действие, предпринятое с целью устранения выявленного несоответствия.

Примечания

1 Коррекция может быть внедрена в сочетании с корректирующим действием.

2 В отношении несоответствия продукции под коррекцией может пониматься переработка компонента, приемка несоответствия посредством процесса признания или отбраковки продукции.

3 В отношении системной проблемы коррекция может включать исправление документации или выпуск нового заказа на покупку.

4 В отношении проблемы поставки коррекция может включать рассмотрение воздушной перевозки вместо доставки автотранспортом, увеличение производительности и т.д.

3.7 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины выявленного несоответствия или иной нежелательной ситуации с целью предупреждения повторного появления.

Примечания

1 Коррекция может быть внедрена в сочетании с корректирующим действием.

2 Корректирующее действие может относиться ко всем типам причин (т.е. очевидным, способствующим, корневым).

3.8 корректирующее действие в отношении корневой причины (root cause corrective action, RCCA) (основное корректирующее действие): Действие, предпринимаемое в отношении корневой(ых) причины (причин) и способствующих причин нежелательных условий, ситуаций, несоответствия или отказа, а также для предупреждения повторного возникновения.

3.9

несоответствие: Невыполнение требования.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, статья 3.6.9]


Примечание - Несоответствием может считаться невыполнение требований к продукции, к срокам и объемам поставки, к процессу, к документации.

3.10 оперативное корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения, предупреждения или снижения вероятности возникновения в ближайшее время дополнительных несоответствий, связанных с очевидной причиной.

Примечание - Эти действия могут носить временный характер и должны управляться до момента идентификации корневых причин и внедрения и верификации результативности корректирующего действия в отношении корневой причины.

3.11