7.3.1 При определении места ледовой переправы необходимо выбирать наиболее пологие и удобные для подхода к реке берега, промерять глубины русла и толщины льда, а также оценивать качество льда и состояние снежного покрова.
В месте расположения переправ не должно быть полыней, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод, нагромождений торосов.
Для определения морфологических характеристик русла реки следует проводить инженерно-гидрографические изыскания участка реки.
7.3.2 После предварительного выбора створа ледовой переправы через водоем необходимо приступать к детальному изысканию ледовой переправы. Следует осуществить сбор сведений о режиме водоема и характерных особенностях района предварительно выбранного створа переправы.
7.3.3 В начале зимы месторасположение створа необходимо уточнять сначала визуальным осмотром с берега или с воздуха, а затем обследовать изыскательской группой. При этом необходимо проверять, чтобы вблизи места переправы не было выхода грунтовых вод, теплых сточных вод, наледей, перекатов, близлежащих мысов основного берега водоема или островов на его акватории, больших перепадов уровней воды, значительных скоростей течения.
7.3.4 При уточнении и обследовании створа ледовой переправы необходимо устанавливать:
- возможность использования кратчайшего расстояния по поверхности ледяного покрова, в том числе торосистых участков реки (снежный покров меньше, а толщина льда вследствие этого больше и имеет естественную прочность);
- отсутствие резкого изменения глубины водоема и воздушной прослойки подо льдом при плохом сопряжении льда с берегом;
- возможности сокращения затрат труда и материалов на устройство подъездных путей к переправе (к основным и дублирующим полосам переправы);
- данные о сроках ледохода и ледостава, толщине льда, глубинах водоема в створе переправы, изменениях температуры воздуха, скоростях течения и др.
7.3.5 При устройстве регулярных переправ в процессе изысканий необходимо проверить возможность использования ранее эксплуатировавшихся участков переправ (участков без зависания льда у берега, отсутствие трещин и пр.).
7.3.6 На судоходных реках створ ледовой переправы необходимо согласовывать с местным управлением водных путей.
7.3.7 Глубину водоема со льда необходимо замерять через лунки лотом или эхолотом, толщину льда - георадаром в соответствии с [6], контрольно-индикаторными приборами либо градуированной рейкой (см. рисунок 1).
1 - уровень воды в лунке; 2 - снег; 3 - снеговый лед; 4 - намороженный лед; 5 - естественный лед; 6 - вода; - толщина естественного льда; - толщина намороженного льда
Рисунок 1 - Измерение толщины ледяного покрова градуированной рейкой
7.3.8 Обследования ледовых автозимников и ледовых переправ георадиолокационными методами (георадарами) в соответствии с [6] следует проводить как контактными, так и бесконтактными антенными блоками (в том числе с воздуха) с разрешающей способностью, достаточной для точной фиксации толщины слоев льда различной структуры (с учетом собранных исходных данных и калибровочного бурения).
7.3.9 При определении толщины льда с помощью градуированной рейки лунки необходимо бурить на расстоянии 20 м от оси каждой полосы переправы или ледового автозимника в шахматном порядке, включая резервные полосы. Места для лунок (см. рисунок 2) должны быть очищены от снега и пробурены с помощью мотобуров или ледобуров. Устраивать лунки взрывным способом запрещается. Расстояние между лунками L, м, для водных преград шириной более 100 м вычисляют по формуле
L=0,1·B, (1)
где B - ширина водной преграды, м.
При этом указанное расстояние необходимо принимать кратным 10 в пределах от 10 до 100 м. Крайние лунки должны располагаться от берегов на расстоянии не более 3 м.
Дополнительное устройство лунок при определении толщины льда следует осуществлять в местах резкого изменения глубины реки и скорости течения воды. Диаметр лунок d вычисляют по формуле
d=6+0,1·h, (2)