Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58948-2020 Дороги автомобильные общего пользования. Дороги автомобильные зимние и ледовые переправы. Технические правила устройства и содержания (с Поправкой)

     7.2 Правила изыскания сухопутных и ледовых автозимников

7.2.1 Вариант трассы следует выбирать с учетом продолжительности использования автозимника, его категории, характера метелевой деятельности, геокриологических условий, наличия или потенциальной возможности возникновения наледей, оползней и т.д.

При трассировании автозимника следует по возможности обходить скально-обвальные, селевые и лавиноопасные участки, а также участки с развитием карста, с оврагами, неустойчивыми косогорами с оползневыми склонами.

7.2.2 При трассировании автозимников по суше необходимо выполнять изыскания нескольких вариантов.

При выборе трассы необходимо оценивать:

- объем земляных работ по пересеченной местности;

- объем рубки просеки и корчевки пней, экономический эффект при зимнем содержании и борьбе со снежными заносами в залесенной местности;

- экономический эффект, обусловленный длинными прямыми участками с незначительными продольными уклонами, при малом объеме земляных работ и прогнозируемые затраты на борьбу со снежными заносами на открытой равнинной местности, болотах и марях;

- объем земляных работ, количество углов поворота трассы и пересечений тальвегов, опасность возникновения оползней и снежных заносов на косогорных участках.

7.2.3 В качестве наиболее приоритетных вариантов проложения трассы необходимо принимать участки местности:

- снегонезаносимые;

- с подветренных сторон снегосборных бассейнов (ровные поля или безлесные склоны возвышенности);

- на нижних и верхних частях подветренных и нижних частях наветренных склонов возвышенностей.

7.2.4 Автозимники на снегозаносимых участках следует трассировать с учетом рельефа местности, направления господствующих ветров и их скорости (преимущественно), мощности снежного покрова и объемов переносимого при метелях снега. Трасса автозимника должна быть совмещена с направлением господствующих ветров или располагаться к ним под углом не более 30°. Если трасса автозимника проходит через пониженные места (ложбины, глубокие балки и овраги, котловины и т.д.), то следует предусматривать обход их в соответствии с 7.2.3 или пересечение по кратчайшему расстоянию.

7.2.5 Трассу автозимника следует располагать на водораздельных ходах и наветренных склонах косогоров, а по инженерно-геологическим условиям прокладывать:

- через равнинные участки высоких речных террас и водоразделов;

- склоны антиклинальных долин и дренированные склоны речных долин с падением пластов вглубь склона;

- водотоки с глубокими узкими руслами, заросшими растительностью.

Необходимо избегать проложения трассы через северные экспозиции с неглубоким залеганием вечномерзлых грунтов и наличием надмерзлотных вод, мест с выходом подземных вод, сильнозаболоченных склонов, водотоков с распластанными руслами и малыми глубинами.

7.2.6 Трассу во избежание появления наледей в результате устройства автозимников не рекомендуется прокладывать:

- через водотоки в горной местности;

- на участках водотоков с перекатами, порогами, островами, конусами выносов, распластанными галечниковыми руслами;

- устьевых участках рек и их притоков;

- склонах северной экспозиции и участках местности при наличии грунтового потока, движущегося в замкнутом контуре по водоупорному слою.

Пересечение трассой наледных водотоков необходимо предусматривать в местах наибольшей их концентрации, назначая дополнительные меры по их утеплению. При обходе наледного участка трассу автозимника необходимо размещать выше места выхода наледных источников или ниже наледного поля на расстоянии не менее 20 м от его границы.

7.2.7 При прокладке трассы автозимника в гольцовых, резко расчлененных горных зонах с повышенными снегозапасами и интенсивной метелевой деятельностью необходимо учитывать возможность образования лавин. Наиболее лавиноопасными являются глубоко врезанные долины рек и подветренные склоны крутизной свыше 25°.

При выборе строительных площадок и трассировании автозимников следует учитывать возможность горных обвалов и схода селей, очаги развития которых обычно совпадают с границами лавиноопасных зон.

Устройство автозимника в пределах лавинных и селевых конусов выноса запрещено.

7.2.8 Границы лавиноопасных зон следует устанавливать по геоморфологическим и геоботаническим признакам: