ГОСТ Р 58947-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
ЭКОДУКИ
Требования к размещению и обустройству
Automobile roads of general use. Wildlife crossings. Requirements for accommodation and facilities
ОКС 93.080.99
Дата введения 2020-11-01
1 РАЗРАБОТАН Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" (Государственная компания "Автодор")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2020 г. N 467-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на экодуки для диких животных и устанавливает требования к их размещению и обустройству на автомобильных дорогах общего пользования.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 26775 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования
ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32847 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий
ГОСТ 32870 Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические требования
ГОСТ 32871 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования
ГОСТ 32957 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования
ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ 33161 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах
ГОСТ 33384 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования
СП 20.13330.2011 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия"
СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы"
СП 122.13330.2012 "СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий): Участок дороги, улицы, не превышающий 1000 м вне населенного пункта или 200 м в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествий одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
3.1.2
экодук (биопереход): Искусственное дорожное сооружение (мостового, трубного или тоннельного типа), обеспечивающее безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны. [ГОСТ 33161-2014, статья 3.5] |
3.1.3 пути миграции представителей фауны: Маршруты передвижения диких животных, систематические перемещения по которым вызваны изменением условий существования в местах обитания или связаны с циклом развития животных.
3.1.4 целевые виды представителей фауны: Виды диких животных, учитываемые при размещении и обустройстве экодуков.
Примечание - К таким видам животных относятся:
- требующие специальных охранных мер при строительстве автомобильных дорог (включают редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных);
- представляющие опасность для дорожного движения.
3.1.5 экодук ландшафтный: Биопереход, обеспечивающий не только безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны, но и сохранение природного ландшафта, а также создание благоприятной визуальной среды.
3.1.6 экодук мостового типа: Биопереход, обеспечивающий безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны над проезжей частью дороги.
3.1.7 экодук тоннельного типа: Биопереход, обеспечивающий безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны под проезжей частью дороги по тоннелю или через подмостовое пространство мостового сооружения.
3.1.8 экодук трубного типа: Биопереход в виде водопропускного сооружения, обеспечивающий безопасное пересечение автомобильной дороги отдельными видами мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных под проезжей частью дороги.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
БДД - безопасность дорожного движения;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
ИЭИ - инженерно-экологические изыскания;
ООПТ - особо охраняемая природная территория;
ПЭК - производственный экологический контроль;
ТС - транспортное средство;
ТЭО - технико-экономическое обоснование.
4.1 Размещение экодуков в местах пересечения путей миграции целевых видов представителей фауны необходимо предусматривать с учетом требований [1]-[3] при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог с расчетной интенсивностью по СП 34.13330.2012:
- категорий IA-IV по [4] и СП 34.13330.2012 с интервалами по таблице 1:
а) если строительство (реконструкция) затрагивает редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации либо охраняемые международными договорами, а также виды, отнесенные к числу охраняемых в регионе строительства (реконструкции);
б) при фрагментировании дорогой территории государственных заказников или заповедников;
- категорий IA-IB, II с количеством полос движения не менее четырех:
При наличии нескольких целевых видов представителей фауны, чья численность в данной местности высока, по результатам ТЭО и инвариантного проектирования трассы.
Таблица 1 - Расстояния между экодуками на участках автомобильных дорог, проходящих через ООПТ
Территория | Расстояние между экодуками в зависимости от целевых видов представителей фауны, км | ||
Крупного размера | Среднего размера | Маленького размера | |
Государственные природные заповедники федерального значения | От 3 до 5 | От 1,5 до 2,5 | Не более 1 |
Национальные парки федерального значения | От 5 до 8 | От 2 до 4 | |
Природные парки субъектов Российской Федерации | От 8 до 15 | От 3 до 5 | Не определено |
Государственные природные заказники федерального и регионального значения | Не определено | 5 | |
Памятники природы федерального и регионального значения | Не определено | Не определено | От 1 до 3 |
4.2 Классификация целевых видов представителей фауны в зависимости от размеров и видовых особенностей приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Классификация целевых видов представителей фауны в зависимости от размеров и видовых особенностей
Классификация целевых видов представителей фауны | Средняя высота взрослой особи (в холке), м | Примеры животных |
Млекопитающие крупного размера | >1 | Лось, олень, медведь |
Млекопитающие среднего размера | 0,1-1 | Кабан, косуля, волк, лисица, заяц |
Животные маленького размера (млекопитающие, амфибии и пресмыкающиеся) | <0,1 | Белка, хорек, ласка, выхухоль |
4.3 В особых случаях при определенном сочетании ландшафта, рельефа местности и среды обитания целевых видов представителей фауны по результатам ТЭО интервал между экодуками допускается уменьшать до 200 м для животных маленького размера и до 1 км - для животных среднего размера.
4.4 Допускается смещение экодука относительно путей миграции на расстояние не более 1 км.
4.5 Минимальные расстояния от экодуков до объектов застройки представлены в таблице 3.
4.6 Экодуки тоннельного и трубного типов для рептилий и амфибий устраивают на расстоянии не более 50 м от места разделения участком автомобильной дороги их территории обитания.
4.7 Экодуки допускается создавать путем адаптации существующих дорожных объектов (эстакад, виадуков, мостов, водопропускных сооружений) посредством устройства направляющих сооружений, применения акустических экранов, обводнения, озеленения прилегающих территорий и др.
Таблица 3 - Минимальные расстояния от экодуков до объектов застройки