В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ Р 51897 и [2], а также следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- МЭК Electropedia: доступна на http://www.electropedia.org/;
- ИСО, Интернет-онлайн-платформа: доступна на http://www.iso.org/obp.
3.1 ответственность (подотчетность) (accountability): Состояние ответственности за решения и деятельность перед руководящими органами организации, правовыми органами и заинтересованными сторонами организации.
Примечание 1 - Ответственность включает ответственность перед обществом в целом.
Примечание 2 - В соответствии с ГОСТ Р ИСО 26000: Ответственность включает обязательства со стороны руководства быть ответственным перед лицами, контролирующими организацию, за выполнение организацией правовых и обязательных требований. Ответственность за общее воздействие решений и действий организации на общество и окружающую среду также подразумевает ответственность организации за нарушения в результате ее решений и действий перед обществом в целом в зависимости от вида воздействий и обстоятельств.
Примечание 3 - Определение по ГОСТ Р ИСО 15489-1: Принцип, в соответствии с которым частные лица, организации и общество ответственны за свои действия.
3.2 гарантийный случай, случай гарантии (assurance case): Создаваемый обоснованный проверяемый артефакт, подтверждающий, что удовлетворяется претензия верхнего уровня (или совокупность претензий), включая поддерживающие претензию систематическую аргументацию и ее явные предположения.
Примечание 1 - В гарантийный случай входят следующие составляющие и их отношения:
- одна или более претензий по свойствам;
- аргументы, которые логически связывают доказательство и любые предположения с претензией или претензиями;
- доказательная база и, возможно, предположения, поддерживающие эти аргументы для претензии (претензий);
- обоснование выбора претензии верхнего уровня и метода доказательства.
Примечание 2 - Гарантийный случай можно рассматривать как обоснованный убедительный аргумент, подкрепленный свидетельством того, что система, услуга или организация будут функционировать в соответствии с назначением конкретным применением в заданных условиях в течение установленного срока службы.
3.3 аккомодация изменений (change accommodation): Набор действий, которые модифицируют и адаптируют систему в соответствии с изменениями ее целей, задач, окружающей среды или фактической работы, которые требуют в отношении системы установления нового перечня заинтересованных сторон.
3.4 консенсус (consensus): Общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, направленной на учет мнений всех сторон и сближение несовпадающих точек зрения.
Примечание 1 - Консенсус не обязательно подразумевает полное единодушие.
3.5 свидетельства надежности (dependability case): Основанные на фактах аргументированные, прослеживаемые доводы в поддержку утверждения о том, что система удовлетворяет или будет удовлетворять требованиям к надежности.
Примечание 1 - Свидетельства надежности являются гарантийным случаем, в котором заявление высшего уровня относится к надежности.
3.6 обмен информацией о надежности (dependability communication): Непрерывный итеративный процесс, который выполняет заинтересованная сторона для обеспечения, выделения или получения информации и участия в диалоге с другими заинтересованными сторонами в отношении менеджмента надежности.
Примечание 1 - Обмен информацией о надежности в менеджменте надежности открытой системы мало чем отличается от обмена информацией о риске в менеджменте риска.
Примечание 2 - См. определение "обмен информацией и консультации" в ГОСТ Р 51897.
3.7 окружающая среда (системы) (environment): Условия, определяющие окружающую обстановку и детали всех воздействий на систему.
3.8 реагирование на отказ (failure response): Совокупность действий, незамедлительно осуществляемых при прогнозировании или обнаружении отказа, с целью предотвращения отказа или снижения его воздействия, а также для анализа причин отказа, предотвращения их повторного появления и подготовки необходимых отчетов.
3.9 структура исходных сведений (frame of reference): Набор правил для формирования, интерпретации и использования документов, описывающих общее понимание и четкие соглашения о системе, ее цели, задачах, окружающей среде, фактической работе, жизненном цикле и их изменениях.
3.10 ошибка взаимодействия (interaction error): Ошибка, которая происходит при взаимодействии объектов, несмотря на то, что функционирование каждого объекта соответствует установленным требованиям.
3.11 мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса или деятельности.