7.1.1 Тип поперечного профиля следует принимать с учетом назначения и категории проектируемой автомобильной дороги, состава транспортного потока, интенсивности движения транспортных средств и рельефа прилегающих территорий.
7.1.2 Размеры основных элементов поперечного профиля в зависимости от категории автомобильной дороги представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Размеры элементов типового поперечного профиля автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения
Наименование элемента дороги | Назначение и категория дороги с НИД | |||||
Распределительные | Подъезды | |||||
IVА-p | IVБ-p | IVA-п, IVБ-n | VА | VБ | VБ** | |
Общее число полос движения, шт. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Ширина полосы движения, м | 3,00 | 2,75 | 3,00 | 4,50 | 4,50 | 4,50 |
Ширина краевой полосы у обочины, м | 0,50 | 0,50 | 0,5 | - | - | - |
Ширина укрепленной части обочины, м | 1,00 | 0,75 | 0,75 | - | - | - |
Наименьшая ширина грунтовой части обочины без ограждений, м | 0,50 | 0,50 | 0,75 | - | - | - |
Наименьшая ширина грунтовой части обочины с ограждениями | В соответствии с ГОСТ 32959 | |||||
Полная ширина обочины при отсутствии дорожных ограждений, м | 2,00 | 1,75 | 2,00 | 1,50 | 1,50 | 1,00 |
Ширина земляного полотна, м | 10,00 | 9,00 | 10,00 | 7,50 | 7,50 | 6,50 |
*Для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых. **Для подъездов к сельскохозяйственным угодьям. ***При расчетном автомобиле - зерноуборочной машине Т. Примечания 1 В ширину обочины входят: ширина краевой полосы и укрепленной части обочины, ширина полосы для установки ограждения, ширина грунтовой части. 2 Краевая полоса обочины должна устраиваться по типу дорожной одежды проезжей части. 3 Для дорог IVБ-p: над чертой - ширина при расчетном легковом автомобиле ; под чертой - при расчетном грузовом автомобиле . 4 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, на участках в населенных пунктах, а также в местах с переходно-скоростными полосами и разъездами при соответствующем технико-экономическом обосновании, с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,0 м без учета ограждений. |
(Поправка. ИУС N 7-2022).
7.1.3 Проезжая часть должна иметь двускатный поперечный профиль на прямолинейных участках и, как правило, на кривых в плане радиусами более 400 м.
На участках автомобильных дорог категорий IVА-р, IVА-п, IVБ-р и IVБ-п при радиусах кривых в плане от 1000 до 400 м при отсутствии виражей следует предусматривать ограничение скорости движения до 60 км/ч.
На участках автомобильных дорог с радиусами менее 265 м с устройством виража необходимо ограничивать скорость движения автомобилей в соответствии с 7.2.2.
На однополосных автомобильных дорогах категории VА и VБ, проходящих по прямолинейным участкам по косогорной местности, допускается устройство односкатного поперечного профиля по направлению стока поверхностных вод по уклону рельефа.
(Поправка. ИУС N 7-2022).
7.1.4 Поперечные уклоны при двускатном поперечном профиле на автомобильных дорогах следует назначать по таблицам 5 и 6.
Таблица 5 - Поперечные уклоны проезжей части и краевых полос
Вид покрытия | Поперечный уклон, ‰ |
Бетонные монолитные и колейные, железобетонные сборные, асфальтобетонные | 15-20 |
Покрытие из щебня, гравия и песка, укрепленных (обработанных) вяжущими | 20-25 |
Покрытие из гравия и щебня | 25-30 |
Покрытие из укрепленных местных грунтов | 30-40 |
Примечание - Меньшие значения соответствуют I и V дорожно-климатическим зонам. |
Таблица 6 - Поперечные уклоны обочин
Вид укрепления обочины | Поперечный уклон, ‰ |
Укрепление гравием, щебнем, шлаком без обработки вяжущими или замощение каменными материалами и бетонными плитами | 40-60 |
Дернование или засев трав | 50-60 |
Примечание - В районах с небольшим периодом снегового покрова не более 3 мес и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, допускают уклон до 80‰. |
7.1.5 Типовые поперечные профили автомобильных дорог с НИД за пределами населенных пунктов при отсутствии дорожных ограждений приведены на рисунке 1.
Рисунок 1, лист 1