4.1 Методом эксплуатационных испытаний на надежность определяют следующие показатели надежности вагонов:
а) гамма-процентную наработку от постройки до деповского ремонта;
б) гамма-процентную наработку между плановыми ремонтами;
в) гамма-процентную наработку от постройки до капитального ремонта.
4.2 Показатели по 4.1 характеризуют наработку вагона, в течение которой он не достигнет предельного состояния применительно к каждому из видов планового ремонта по деградационным отказам, отказам конструктивного или производственного характера, при вероятности , выраженной в процентах, регламентированной в технических условиях [см. 4.1, перечисление а)] или ремонтных документах [см. 4.1, перечисление б)] на вагон.
Примечание - При отсутствии в технических условиях или ремонтных документах на вагон значения вероятности его допускается назначать в программе и методике эксплуатационных испытаний на надежность (см. А.2 приложения А).
4.3 Результаты эксплуатационных испытаний на надежность используют для подтверждения установленных в технических условиях на вагон назначенных межремонтных периодов (назначенных сроков службы или назначенных межремонтных пробегов).
Допускается не определять показатель по 4.1 [перечисление а)] для подтверждения назначенного межремонтного периода от постройки до деповского ремонта, если для вагона-аналога, имеющего аналогичный или больший назначенный межремонтный период, с положительным результатом завершены эксплуатационные испытания на надежность.
Допускается не определять показатель по 4.1 [перечисление б)] при выполнении одного из следующих условий:
- при плановом ремонте ремонтными документами предусмотрены замена и/или восстановление ресурса всех элементов конструкции до нового состояния;
- для вагона-аналога, имеющего аналогичный или больший межремонтный период между плановыми ремонтами, с положительным результатом завершены эксплуатационные испытания на надежность.
Рекомендуется использовать результаты эксплуатационных испытаний на надежность для выявления конструктивных и производственных недостатков вагонов, выявления недостатков в организации эксплуатации и ремонта, установления элементов и составных частей, лимитирующих надежность вагона, уточнения норм расхода запасных частей и материалов при ремонтах, определения показателей ремонтопригодности.
4.4 Показатели по 4.1 определяют в единицах календарной продолжительности эксплуатации (годы) и/или в единицах пробега (км) в зависимости от выбранной системы ремонта по 5.2.
4.5 Выявленные в процессе эксплуатационных испытаний на надежность скрытые и явные отказы классифицируют в соответствии с ГОСТ 27.002 и ГОСТ 32192 по следующим видам:
- деградационные отказы;
- отказы производственного характера, которые возникли в результате нарушения технологии изготовления или ремонта вагона;
- отказы конструктивного характера, которые возникли в результате несовершенства заложенных конструктивных параметров вагона;
- отказы эксплуатационного характера, которые возникли в результате нарушения условий эксплуатации вагона;
- зависимые отказы, в том числе связанные с нарушением технологии восстановления работоспособного состояния в межремонтный период.
В процессе обработки испытаний (см. 9.3) устанавливают статус отказов - учитываемый или неучитываемый.
4.6 Критерии отказов и критерии предельных состояний при проведении эксплуатационных испытаний на надежность, перечень сменных элементов должны соответствовать эксплуатационным и ремонтным документам на вагон. Для изнашиваемых узлов в программе и методике эксплуатационных испытаний на надежность (см. А.2 приложения А) должны быть установлены предельные темпы износа, предельные состояния для величины наработки 0,25; 0,50; 0,75 от назначенного межремонтного периода.
Допускается уточнять критерии отказов и предельных состояний по результатам эксплуатационных испытаний на надежность.
4.7 При проведении испытаний должны быть соблюдены общие положения требований безопасности и охраны труда по ГОСТ 33788-2016 (подразделы 11.1, 11.3); требования безопасности и охраны труда, установленные на предприятиях, где проводятся периодические и внеплановые осмотры вагонов; требования безопасности и охраны труда при техническом обслуживании, установленные национальным законодательством*.
_______________
* В Российской Федерации - в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286.
4.8 Рекомендуемый порядок организации и проведения эксплуатационных испытаний на надежность приведен в приложении А. Допускается совмещать проведение эксплуатационных испытаний на надежность с проведением подконтрольной эксплуатации установочной серии вагонов по ГОСТ 15.902-2014 (Д.2 приложения Д, подраздел) при аналогичных условиях и сроках ее проведения.
___________________