Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака

     7 Общие правила и принципы взаимодействия субъектов в отношении ТЗ (ЗО)

7.1 В целях выявления и предупреждения рисков смешения обозначений, которые предлагаются к правовой охране/охраняются как ТЗ (ЗО) правообладателя, с другими ОИС, хозяйствующий субъект принимает решение о проведении мониторинга обозначений и проверки охраноспособности средства индивидуализации выпускаемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, включая проверку обозначения на сходство и на тождество, исходя из этапа жизненного цикла данного средства индивидуализации:

- на стадии разработки средства индивидуализации (по факту учреждения общества, организации производства товаров, оказания услуг);

- в связи с предъявлением претензий со стороны конкурентов о нарушении их прав как правообладателей;

- в связи с разработкой новой инновационной продукции (услуг);

- в связи с расширением территории реализации продукции (услуг), в т.ч. на новых рынках зарубежных стран;

- в связи с необходимостью правовой защиты своих интеллектуальных прав на ТЗ (ЗО) в условиях их нарушения.

7.2 На этапе организации разработки обозначения, в отношении которого планируется испрашивать правовую охрану в качестве ТЗ (ЗО), хозяйствующий субъект назначает ответственное лицо, в функции которого входит:

- в случае, если обозначение будет создаваться работником потенциального правообладателя в пределах его трудовых обязанностей, убедиться, что по трудовому или гражданско-правовому договору между работодателем и работником права на обозначение и связанные с ним ОИС переходят к работодателю;

- в случае, если обозначение будет создаваться сторонним лицом по договору заказа/подряда/оказания услуг с потенциальным правообладателем, убедиться, что в этом договоре предусмотрены проведение информационного поиска и сравнительный анализ релевантных разрабатываемому обозначению ОИС третьих лиц, права на которые им принадлежат либо заявителем которых они являются, а также переход прав на обозначение и связанные с ним ОИС к заказчику в полном объеме без обременений;

- в случае регистрации обозначения за пределами Российской Федерации по процедурам, предусмотренным международными договорами, рекомендуется указывать наличие конвенционного или выставочного приоритета товарного знака.

7.3 В рамках проверки охраноспособности средства индивидуализации осуществляется проверка обозначения на сходство и на тождество, включая:

- определение перечня товаров, работ, услуг, в отношении которых планируется зарегистрировать ТЗ (ЗО) или группу ТЗ, и их классификацию согласно классам МКТУ;

- определение территории реализации товара, проведения работ, оказания услуг;

- проведение информационного поиска для выявления охраняемых на соответствующей территории ОИС, связанных с ТЗ (ЗО), схожих или тождественных ему, а также установление их правообладателей для снижения риска последующего отказа в государственной регистрации ТЗ (ЗО) либо признания недействительным предоставления охраны ТЗ (ЗО) (самостоятельно или с привлечением третьих лиц) (см. [1], пункты 1, 9 статьи 1483, пункты 1, 2 ст. 1512);

- анализ разработанного обозначения на предмет обладания им, различительной способности и выявления ложных элементов в отношении заявленного перечня товаров и (или) работ, услуг;

- поиск по фондам соответствующих реестров объектов промышленной собственности по классам МКТУ или классам МКПО, а также по фондам соответствующих баз данных официальной символики, наименований и отличительных знаков для выявления релевантных объектов;

- сравнение обозначения (и его элементов) с релевантными объектами с целью определения его тождества или сходства до степени смешения (выявления элементов, тождественных или сходных до степени смешения) с существующими ОИС (элементами ОИС), в т.ч. с ранее заявленными или зарегистрированными в Российской Федерации, а также в силу международных договоров Российской Федерации, ТЗ, общеизвестными ТЗ, наименованиями мест происхождения товаров других лиц, а также с ранее запатентованными в Российской Федерации промышленными образцами;

- определение однородности товаров и (или) работ, услуг, указанных в перечне обозначений, и товаров и (или) работ, услуг, при оценке вероятности смешения сравниваемых обозначений, с точки зрения потребителя релевантных вышеперечисленным объектам;

- анализ обозначения (и его элементов) с целью выявления сильных или слабых элементов, способных ввести потребителя в заблуждение либо относительно заявителя, либо в отношении характеристик товаров и (или) работ, услуг;

- анализ обозначения (и его элементов) с целью выявления сильных или слабых элементов, способных ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товара;

- анализ обозначения (и его элементов) с целью выявления элементов, противоречащих общественным интересам, нормам гуманности и морали.

7.4 Использование ТЗ (ЗО) может осуществляться его правообладателем любым не противоречащим закону способом, а иным лицом - на основании договора с правообладателем (лицензионный (сублицензионный) договор, договор коммерческой концессии (субконцессии), договор залога и др.) в установленных этим договором пределах (по сроку, территории и способам использования), за исключением случаев, установленных законом.

В частности, использование ТЗ (ЗО) может осуществляться:

- путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- путем изготовления товара в форме товарного знака (в том числе трехмерного товара, воплощающего двухмерный товарный знак);

- при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг;

- а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.