Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ 34628-2019



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПРУЖИНЫ И КОМПЛЕКТЫ ПРУЖИННЫЕ РЕССОРНОГО ПОДВЕШИВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Методы расчета на прочность при действии продольных и комбинированных нагрузок

Springs and spring assemblages of spring suspension of railway rolling stock. Methods of strength analysis at longitudinal and combined loading



МКС 45.060

ОКП 31 8000

Дата введения 2020-09-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 декабря 2019 г. N 125-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины


(Поправка. ИУС N 8-2020), (Поправка. ИУС N 1-2021).

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2019 г. N 1502-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34628-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2020 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"


ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2020 год; поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает методы расчета на прочность цилиндрических винтовых пружин, применяемых в рессорном подвешивании железнодорожного подвижного состава и работающих при действии продольных или комбинированных (продольных и поперечных) нагрузок.

Настоящий стандарт не распространяется на пружины и пружинные комплекты грузовых вагонов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 1452-2011 Пружины цилиндрические винтовые тележек и ударно-тяговых приборов подвижного состава железных дорог. Технические условия

ГОСТ 14959 Металлопродукция из рессорно-пружинной нелегированной и легированной стали. Технические условия

ГОСТ 32216 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования

ГОСТ 34093-2017 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования к прочности и динамическим качествам

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 пружинный комплект: Минимальный набор пружин, обусловленный единым местом расположения и условиями нагружения в рессорном подвешивании подвижного состава.

3.1.2

тара вагона: Собственная масса вагона в порожнем состоянии.

Примечание - Для пассажирских вагонов в тару включают массу воды, топлива и других предметов экипировки.


[ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.2]

3.1.3

брутто вагона: Собственная масса вагона, включая полезную нагрузку.

Примечание - Для пассажирского вагона полезная нагрузка включает в себя массу пассажиров с багажом, которая определяется населенностью вагона и условной массой одного пассажира.


[ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.3]

3.1.4 максимальная статическая осевая нагрузка: Статическая нагрузка, действующая от колесной пары подвижного состава (нагрузка под брутто вагона или силы тяжести экипированного локомотива) на рельсы.

3.1.5

рамная сила: Поперечная горизонтальная сила взаимодействия колесной пары с рамой тележки.

[ГОСТ 33796-2016, пункт 3.11]

3.1.6

необрессоренные части тележки: Составные части тележки, расположенные ниже рессорного подвешивания.

Примечание - Не несущие механические узлы не относятся к необрессоренным частям, но элементы их крепления считаются частью необрессоренных узлов.


[ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.8]

3.1.7

обрессоренные части тележки (вагона): Составные части несущей конструкции вагонной тележки, расположенные выше рессорного подвешивания или между ступенями рессорного подвешивания и кузова.

Примечание - Не несущие механические узлы оборудования не относятся к обрессоренным частям, но элементы их крепления считаются частью обрессоренных частей.


[ГОСТ 34093-2017, пункт 3.1.9]

3.1.8 билинейная силовая характеристика пружинного комплекта: Зависимость вертикальной нагрузки на пружинный комплект от его прогиба, состоящая из двух линейных участков пропорциональной зависимости с различными коэффициентами пропорциональности (жесткости) и общей точкой перехода с начального участка на последующий участок с увеличенной жесткостью в зоне эксплуатационных нагрузок.

3.1.9 полный статический прогиб пружинного комплекта: Статический прогиб пружинного комплекта, соответствующий его деформации от свободного состояния до состояния под расчетной статической нагрузкой на пружинный комплект.

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ПС - подвижной состав;

РП - рессорное подвешивание.

     4 Обозначения параметров


В настоящем стандарте применены обозначения параметров пружин и пружинных комплектов, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Обозначение

Единица измерения

Наименование параметра

мм

Диаметр прутка пружины

мм

Средний диаметр пружины

мм

Высота пружины в свободном состоянии

мм

Высота пружины в сжатом состоянии

мм

Высота пружины под расчетной статической нагрузкой

мм

Расчетная высота пружины в нагруженном состоянии

Н

Продольная нагрузка

Н

Расчетная статическая нагрузка на пружину

Н

Расчетная статическая нагрузка на пружинный комплект ступени РП

Н

Рабочая нагрузка на пружину

Н

Максимальная продольная нагрузка на пружину

Н

Максимальная продольная нагрузка на пружинный комплект

Н

Нагрузка на пружинный комплект под тарой вагона

Н

Нагрузка на пружинный комплект в точке излома билинейной силовой характеристики

-

Коэффициент вертикальной динамики

-

Коэффициент вертикальной динамики под нагрузкой тары вагона

-

Коэффициент конструктивного запаса пружинного комплекта

мм

Продольный прогиб пружины

мм

Статический прогиб пружинного комплекта под тарой вагона

мм

Прогиб пружинного комплекта в точке излома силовой характеристики

мм

Расчетный статический прогиб пружин под нагрузкой

мм

Расчетный статический прогиб пружинного комплекта под нагрузкой

мм

Максимальный прогиб пружины под нагрузкой

мм

Максимальный прогиб пружинного комплекта под нагрузкой

мм

Максимальный прогиб наружной пружины комплекта

мм

Максимальный прогиб внутренней пружины комплекта

мм

Полный статический прогиб пружинного комплекта под расчетной статической нагрузкой при билинейной силовой характеристике

мм

Максимальный прогиб пружины до сжатого состояния

Н/мм

Продольная жесткость пружины

Н/мм

Продольная жесткость второй пружины комплекта

Н/мм

Жесткость двух последовательно соединенных пружин комплекта

Н/мм

Продольная жесткость пружинного комплекта

Н/мм

Жесткость наружной пружины комплекта

Н/мм

Жесткость внутренней пружины комплекта

Н/мм

Жесткость упругого упора

Н/мм

Модуль упругости при сдвиге кручением

Н/мм

Модуль нормальной упругости

-

Коэффициент поперечной деформации

-

Коэффициент учета кривизны и изгиба витка пружины

-

Индекс пружины

-

Число рабочих витков

-

Полное число витков

Н/мм

Касательные напряжения в пружине под нагрузкой

Н/мм

Касательные напряжения в пружине под нагрузкой

Н/мм

Допускаемый предел текучести материала пружины при кручении

Н

Поперечная нагрузка

Н

Максимальная поперечная нагрузка

мм

Поперечное смещение опорных витков пружины

Н/мм

Поперечная жесткость пружины

-

Поправочный коэффициент к расчету поперечной жесткости

мм

Длина приведенного маятника подвешивания

км/ч

Конструкционная скорость движения ПС

Н/мм

Касательные напряжения в пружине от поперечной нагрузки

-

Поправочный коэффициент поперечного изгиба

1/мм

Коэффициент кручения поперечного изгиба

Н/мм

Расчетный параметр поперечного изгиба

мм

Осевой момент инерции

-

Коэффициент приведения поперечного изгиба

Н

Силовой параметр поперечного изгиба

градус

Угол подъема винтовой линии пружины высотой

Н/мм

Максимальные касательные напряжения в пружине

Н/мм

Допускаемый предел текучести при кручении материала в локальных зонах пружины

-

Коэффициент повышения предела текучести при кручении материала в локальных зонах пружины

-

Число пружин в буксовых комплектах на колесную пару

Н/мм

Жесткость поперечной связи колесной пары с рамой тележки

Н

Рамная сила

мм

Поперечное смещение колесной пары относительно рамы тележки

-

Коэффициент запаса прочности пружины по текучести при продольной нагрузке

-

Коэффициент запаса прочности пружины по текучести при комбинированной нагрузке

градус

Угол поворота тележки относительно кузова ПС в кривой малого радиуса

градус

Угол поворота тележки относительно кузова ПС в кривой =600 м

радиан

мм

База подвижного состава по геометрическим центрам кузовных пружин тележек при прохождении кривых участков пути

мм

База тележки ПС

мм

Расстояние от направляющей колесной пары задней тележки до центра поворота тележки под кузовом ПС

мм

Малый радиус кривой вписывания ПС

мм

Максимальный зазор по гребням колесной пары в рельсовой колее малого радиуса

мм

Средний радиус кривой =600 м вписывания ПС

мм

Средний зазор по колесной паре в рельсовой колее кривой =600 м

мм

Продольное расстояние от крайней кузовной пружины в тележке до центра поворота тележки

мм

Поперечное расстояние от крайней кузовной пружины в тележке до центра поворота тележки

мм

Расстояние от крайней кузовной пружины в тележке до центра поворота тележки

градус

Угловая координата расположения крайней кузовной пружины в тележке

мм

Поперечная деформация пружины от поворота тележки

мм

Поперечная деформация пружины от поворота тележки в кривой =600 м

мм

Свободный зазор в шкворневом узле тележки до шкворневой пружины

мм

Максимальный прогиб шкворневой пружины до упора

мм

Максимальная поперечная деформация пружины

мм

Предельная поперечная деформация пружины

мм

Амплитуда колебаний пружинного комплекта

Н/мм

Максимальные касательные напряжения при комбинированной нагрузке

-

Коэффициент влияния диаметра прутка

-

Коэффициент влияния качества поверхности прутка

-

Коэффициент влияния упрочнения пружины наклепом

-

Средний коэффициент вертикальной динамики

-

Средний коэффициент вертикальной динамики внутренней пружины комплекта

-

Средний коэффициент вертикальной динамики наружной пружины комплекта

Н/мм

Амплитуда динамической составляющей напряжений

Н/мм

Предел выносливости пружины при продольной нагрузке

-

Коэффициент запаса прочности пружины по сопротивлению усталости от продольных нагрузок

-

Доля непогашенного ускорения подрессоренной массы от возвышения наружного рельса

Н

Центробежная сила от непогашенного ускорения подрессоренной массы кузова ПС

Н

Амплитуда динамической поперечной нагрузки

Н/мм

Доля жесткости шкворневой пружины, приходящаяся на одну кузовную пружину

Н

Поперечная нагрузка на пружину при движении ПС в кривой =600 м

мм

Поперечная деформация пружины при движении ПС в кривой =600 м

мм

Максимальное поперечное смещение кузова относительно рамы тележки

мм

Амплитуда поперечных колебаний кузова

мм

Амплитуда поперечных колебаний от виляния тележки

мм

Амплитуда поперечной деформации отдаленной пружины кузова в кривой

-

Коэффициент поперечной динамики кузовной пружины

Н/мм

Квазистатические напряжения в пружине от поперечной нагрузки в кривой =600 м

Н/мм

Амплитуда динамической составляющей касательных напряжений в пружине в кривой

Н/мм

Суммарные касательные напряжения от продольной и поперечной нагрузок

Н/мм

Суммарная амплитуда касательных напряжений от продольной и поперечной нагрузок

Н/мм

Предел выносливости пружины при комбинированной нагрузке

-

Коэффициент запаса прочности пружин по сопротивлению усталости от комбинированных нагрузок

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs