Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58773-2019 (ИСО 19901-7:2013) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Системы позиционирования плавучих сооружений

     11.4 Системы позиционирования с якорными линиями

11.4.1 Общие сведения

Системы позиционирования с якорными линиями включают в себя следующие типы якорей:

- якоря, заглубляемые протаскиванием;

- свайные якоря (забивные, вакуумные, винтовые и буронабивные);

- другие типы якорей (гравитационные и плитовидные).

При выборе якорей учитывают требуемые характеристики системы позиционирования, характеристики грунта, надежность, способ установки и испытательную нагрузку. Следует продемонстрировать, что конструктивная прочность якорей является достаточной по отношению к удерживающей способности грунта.

Дополнительная информация и рекомендации приведены в А.10.4.1 (приложение А).

11.4.2 Якоря, заглубляемые протаскиванием

Наибольшая удерживающая способность якоря, заглубляемого протаскиванием, представляет собой максимальную горизонтальную составляющую установившегося тягового усилия, которому может противодействовать якорь при непрерывном протаскивании. Она включает в себя сопротивление грунту погруженных в морское дно цепи или каната, идущих к заглубленному якорю, но не включает силу трения цепи или каната при протаскивании их по поверхности морского дна.

Для стандартных систем позиционирования и условий грунта (т.е. однородной плотной глины в диапазоне от мягкой до средней) самое большое из экстремальных натяжений якорных линий не должно превышать предельной удерживающей способности, деленной на расчетный коэффициент безопасности, приведенный в таблице 6.

Дополнительная информация и рекомендации приведены в А.10.4.2 (приложение А).


Таблица 6 - Расчетные коэффициенты безопасности для предельного состояния ULS по удерживающей способности якоря, заглубляемого протаскиванием

Тип системы

Анализируемое состояние

Расчетный коэффициент безопасности

позиционирования

Квазистатический
анализ

Динамический
анализ

Стационарная система

Неповрежденное

Не предусмотрен

1,50

позиционирования

Состояние резервного функционирования

Не предусмотрен

1,00

Мобильная система

Неповрежденное

1,00

0,80

позиционирования

Состояние резервного функционирования

Не требуется

Не требуется


Расчетные коэффициенты безопасности для плитовидных якорей, заглубляемых протаскиванием, необходимо принимать в соответствии с рекомендациями А.10.4.4.2.1.4 (приложение А).

11.4.3 Свайные якоря

Типовые вертикальные и горизонтальные сопротивления свайных якорей следует определять в соответствии с требованиями к стационарным стальным конструкциям, сообразно обстоятельствам. Вертикальные и горизонтальные компоненты наибольшего из экстремальных значений натяжения якорных линий, полученные с помощью динамического анализа, не должны превышать существующих значений сопротивления, деленного на расчетные коэффициенты безопасности, приведенные в таблице 7.


Таблица 7 - Расчетные коэффициенты безопасности для предельного состояния ULS по удерживающей способности забивных и вакуумных якорей

Анализируемое состояние

Расчетный коэффициент безопасности

Стационарная система позиционирования

Мобильная система позиционирования

Осевая нагрузка

Боковая нагрузка

Осевая нагрузка

Боковая нагрузка

Неповрежденное

2,00

1,60

1,50

1,20

Состояние резервного функционирования

1,50

1,20

1,20

1,00


Дополнительная информация и рекомендации приведены в А.10.4.3 (приложение А).

11.4.4 Другие типы якорей

Расчетные коэффициенты безопасности для гравитационных и плитовидных якорей представлены в таблице 8. Другие типы якорей могут использоваться при условии, что имеется возможность документального оформления достижения ими аналогичных уровней надежности по отношению к якорям, которые представлены в таблицах 6-8. Расчетные коэффициенты безопасности - отношение удерживающей способности якоря, принятой по кривой отказа, к экстремальному значению усилий на якоре, определяемых в рамках динамического анализа.


Таблица 8 - Расчетные коэффициенты безопасности для предельного состояния ULS по удерживающей способности гравитационных и плитовидных якорей

Анализируемое

Расчетный коэффициент безопасности

состояние

Гравитационный якорь

Плитовидный якорь

Стационарная система позиционирования

Мобильная система позиционирования

Стаци-
онарная

Мобильная
система

Осевая
нагрузка

Боковая
нагрузка

Осевая
нагрузка

Боковая
нагрузка

система позици-
онирования

позици-
онирования

Неповрежденное

2,00

1,60

1,50

1,20

2,00

1,50

Состояние резервного функционирования

1,50

1,20

1,20

1,00

1,50

1,20