11.4.1 Общие сведения
Системы позиционирования с якорными линиями включают в себя следующие типы якорей:
- якоря, заглубляемые протаскиванием;
- свайные якоря (забивные, вакуумные, винтовые и буронабивные);
- другие типы якорей (гравитационные и плитовидные).
При выборе якорей учитывают требуемые характеристики системы позиционирования, характеристики грунта, надежность, способ установки и испытательную нагрузку. Следует продемонстрировать, что конструктивная прочность якорей является достаточной по отношению к удерживающей способности грунта.
Дополнительная информация и рекомендации приведены в А.10.4.1 (приложение А).
11.4.2 Якоря, заглубляемые протаскиванием
Наибольшая удерживающая способность якоря, заглубляемого протаскиванием, представляет собой максимальную горизонтальную составляющую установившегося тягового усилия, которому может противодействовать якорь при непрерывном протаскивании. Она включает в себя сопротивление грунту погруженных в морское дно цепи или каната, идущих к заглубленному якорю, но не включает силу трения цепи или каната при протаскивании их по поверхности морского дна.
Для стандартных систем позиционирования и условий грунта (т.е. однородной плотной глины в диапазоне от мягкой до средней) самое большое из экстремальных натяжений якорных линий не должно превышать предельной удерживающей способности, деленной на расчетный коэффициент безопасности, приведенный в таблице 6.
Дополнительная информация и рекомендации приведены в А.10.4.2 (приложение А).
Таблица 6 - Расчетные коэффициенты безопасности для предельного состояния ULS по удерживающей способности якоря, заглубляемого протаскиванием
Тип системы | Анализируемое состояние | Расчетный коэффициент безопасности | |
позиционирования | Квазистатический | Динамический | |
Стационарная система | Неповрежденное | Не предусмотрен | 1,50 |
позиционирования | Состояние резервного функционирования | Не предусмотрен | 1,00 |
Мобильная система | Неповрежденное | 1,00 | 0,80 |
позиционирования | Состояние резервного функционирования | Не требуется | Не требуется |
Расчетные коэффициенты безопасности для плитовидных якорей, заглубляемых протаскиванием, необходимо принимать в соответствии с рекомендациями А.10.4.4.2.1.4 (приложение А).
11.4.3 Свайные якоря
Типовые вертикальные и горизонтальные сопротивления свайных якорей следует определять в соответствии с требованиями к стационарным стальным конструкциям, сообразно обстоятельствам. Вертикальные и горизонтальные компоненты наибольшего из экстремальных значений натяжения якорных линий, полученные с помощью динамического анализа, не должны превышать существующих значений сопротивления, деленного на расчетные коэффициенты безопасности, приведенные в таблице 7.
Таблица 7 - Расчетные коэффициенты безопасности для предельного состояния ULS по удерживающей способности забивных и вакуумных якорей
Анализируемое состояние | Расчетный коэффициент безопасности | |||
Стационарная система позиционирования | Мобильная система позиционирования | |||
Осевая нагрузка | Боковая нагрузка | Осевая нагрузка | Боковая нагрузка | |
Неповрежденное | 2,00 | 1,60 | 1,50 | 1,20 |
Состояние резервного функционирования | 1,50 | 1,20 | 1,20 | 1,00 |
Дополнительная информация и рекомендации приведены в А.10.4.3 (приложение А).
11.4.4 Другие типы якорей
Расчетные коэффициенты безопасности для гравитационных и плитовидных якорей представлены в таблице 8. Другие типы якорей могут использоваться при условии, что имеется возможность документального оформления достижения ими аналогичных уровней надежности по отношению к якорям, которые представлены в таблицах 6-8. Расчетные коэффициенты безопасности - отношение удерживающей способности якоря, принятой по кривой отказа, к экстремальному значению усилий на якоре, определяемых в рамках динамического анализа.
Таблица 8 - Расчетные коэффициенты безопасности для предельного состояния ULS по удерживающей способности гравитационных и плитовидных якорей
Анализируемое | Расчетный коэффициент безопасности | |||||
состояние | Гравитационный якорь | Плитовидный якорь | ||||
Стационарная система позиционирования | Мобильная система позиционирования | Стаци- | Мобильная | |||
Осевая | Боковая | Осевая | Боковая | система позици- | позици- | |
Неповрежденное | 2,00 | 1,60 | 1,50 | 1,20 | 2,00 | 1,50 |
Состояние резервного функционирования | 1,50 | 1,20 | 1,20 | 1,00 | 1,50 | 1,20 |