14.4.1 Общие сведения
Определение нагрузок при проектировании отдельных якорных линий временных швартовных систем должно быть основано на максимальных воздействиях и вызываемых ими перемещениях плавучих сооружений, полученных по результатам выполненных расчетов.
Расчеты должны учитывать изменение положения якорных линий в результате возникающих нагрузок.
Швартовные системы следует проверять на работоспособность в неповрежденном состоянии, в состоянии резервного функционирования и переходном состоянии.
Неповрежденное состояние - состояние, при котором все якорные линии не повреждены, а все движители и подруливающие устройства находятся в рабочем состоянии.
Состояние резервного функционирования - состояние, при котором плавучее сооружение находится в новой позиции после обрыва одной якорной линии или отказа одного или нескольких движителей, что необходимо оценить в рамках выполнения анализа видов и последствий отказов (FMEA).
Переходное состояние - состояние, при котором плавучее сооружение испытывает переходные перемещения между неповрежденным состоянием и состоянием резервного функционирования, включая возможность превышения, как результата обрыва одной якорной линии, так и отказа одного или нескольких движителей, что необходимо оценить в рамках FMEA.
14.4.2 Допустимые натяжения якорных линий и расчетные коэффициенты безопасности
Допустимые натяжения якорных линий, определяемых квазистатическим или динамическим методом анализа, должны соответствовать требованиям, представленным в ГОСТ Р 58773 и таблице 13 настоящего стандарта.
Таблица 13 - Допустимые натяжения якорных линий для предельного состояния ULS по прочности и расчетные коэффициенты безопасности
Анализируемое состояние | Метод анализа | Допустимое натяжение якорной линии, % от минимального разрывного усилия | Расчетный коэффициент безопасности |
Неповрежденное | Квазистатический | 50 | 2,00 |
Динамический | 60 | 1,67 | |
Состояние резервного | Квазистатический | 70 | 1,43 |
функционирования | Динамический | 80 | 1,25 |
Переходное | Квазистатический или динамический | 95 | 1,05 |
14.4.3 Специфические условия швартовки
Если пришвартованные у причала понтоны используются с удержанием одной или несколькими швартовными линиями, необходимо проверять их достаточную прочность, остойчивость и запас плавучести, когда понтоны подвергаются максимальным горизонтальным и вертикальным воздействиям, вызванным швартовкой в условиях неповрежденного состояния и состояния резервного функционирования на этапах строительства и изменения осадки плавучих сооружений.
Если условия местных течений и форма корпуса пришвартованного плавучего сооружения вызывают его перемещения, вследствие вихреобразования, при выполнении расчетов прочности якорных линий необходимо учитывать эффекты от продольных и поперечных перемещений, вызываемых вихреобразованием. Данные эффекты необходимо оценивать на основе признанных методов.
У временных швартовных систем, предназначенных для длительного использования, или для повторно используемых якорных линий, необходимо учитывать износ и срок службы.
У береговых строительных швартовных систем необходимо уделять внимание обеспечению правильного баланса нагрузок на якорные линии.