Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

     14.4 Подбор якорных линий временных швартовных систем

14.4.1 Общие сведения

Определение нагрузок при проектировании отдельных якорных линий временных швартовных систем должно быть основано на максимальных воздействиях и вызываемых ими перемещениях плавучих сооружений, полученных по результатам выполненных расчетов.

Расчеты должны учитывать изменение положения якорных линий в результате возникающих нагрузок.

Швартовные системы следует проверять на работоспособность в неповрежденном состоянии, в состоянии резервного функционирования и переходном состоянии.

Неповрежденное состояние - состояние, при котором все якорные линии не повреждены, а все движители и подруливающие устройства находятся в рабочем состоянии.

Состояние резервного функционирования - состояние, при котором плавучее сооружение находится в новой позиции после обрыва одной якорной линии или отказа одного или нескольких движителей, что необходимо оценить в рамках выполнения анализа видов и последствий отказов (FMEA).

Переходное состояние - состояние, при котором плавучее сооружение испытывает переходные перемещения между неповрежденным состоянием и состоянием резервного функционирования, включая возможность превышения, как результата обрыва одной якорной линии, так и отказа одного или нескольких движителей, что необходимо оценить в рамках FMEA.

14.4.2 Допустимые натяжения якорных линий и расчетные коэффициенты безопасности

Допустимые натяжения якорных линий, определяемых квазистатическим или динамическим методом анализа, должны соответствовать требованиям, представленным в ГОСТ Р 58773 и таблице 13 настоящего стандарта.

Таблица 13 - Допустимые натяжения якорных линий для предельного состояния ULS по прочности и расчетные коэффициенты безопасности

Анализируемое состояние

Метод анализа

Допустимое натяжение якорной линии, % от минимального разрывного усилия

Расчетный коэффициент безопасности

Неповрежденное

Квазистатический

50

2,00

Динамический

60

1,67

Состояние резервного

Квазистатический

70

1,43

функционирования

Динамический

80

1,25

Переходное

Квазистатический или динамический

95

1,05

14.4.3 Специфические условия швартовки

Если пришвартованные у причала понтоны используются с удержанием одной или несколькими швартовными линиями, необходимо проверять их достаточную прочность, остойчивость и запас плавучести, когда понтоны подвергаются максимальным горизонтальным и вертикальным воздействиям, вызванным швартовкой в условиях неповрежденного состояния и состояния резервного функционирования на этапах строительства и изменения осадки плавучих сооружений.

Если условия местных течений и форма корпуса пришвартованного плавучего сооружения вызывают его перемещения, вследствие вихреобразования, при выполнении расчетов прочности якорных линий необходимо учитывать эффекты от продольных и поперечных перемещений, вызываемых вихреобразованием. Данные эффекты необходимо оценивать на основе признанных методов.

У временных швартовных систем, предназначенных для длительного использования, или для повторно используемых якорных линий, необходимо учитывать износ и срок службы.

У береговых строительных швартовных систем необходимо уделять внимание обеспечению правильного баланса нагрузок на якорные линии.