14.3.1 Методы выполнения анализа
При проектировании временных швартовных систем необходимо выполнять анализ реакции якорных линий. Для определения реакций якорных линий и возникающих в них усилий необходимо применять следующие методы анализа:
- подход в частотной области;
- подход во временной области;
- комбинированный подход в частотной и временной областях.
Указанные подходы включают в себя различные степени приближенных значений и допущения и как следствие не всегда предоставляют достоверные результаты. Для верификации применяемых подходов целесообразно осуществить проверку швартовных систем проведением модельных испытаний или применением иного подтвержденного практикой метода.
Дополнительная информация о методах определения реакций якорных линий представлена в ГОСТ Р 58773.
При выполнении анализа необходимо учитывать внешние воздействия окружающей среды, в том числе воздействия волн в условиях мелководья. Требования к определению внешних воздействий окружающей среды представлены в ГОСТ Р 58773.
14.3.2 Основные проектные решения по временным швартовным системам
Расчет воздействий ветра, волн и течений должен основываться на признанных методах и учитывать любое направленное воздействие. Конструкции временных швартовных систем следует проверять при различных осадках и различных конфигурациях оснастки сооружения оборудованием, чтобы документировать, какие этапы строительства могут повлиять на размеры элементов швартовных систем.
Необходимо учитывать изменение скорости ветра по высоте. Необходимо принимать меры по уменьшению воздействия ветра. Для больших многопалубных сооружений, испытывающих действие сильного ветра, коэффициенты ветровой нагрузки предпочтительно подтверждать испытаниями в аэродинамической трубе.
Должен быть исследован характер волнового дрейфа для состояний моря в акватории места швартовки. В отсутствии точных данных о характере волнового дрейфа в месте швартовки необходимые данные о волнении для защищенных мест швартовки могут быть приняты сложением усилий от действия различных факторов. Следует учитывать глубину воды, имеющуюся в месте швартовки.
Вычисление действующих нагрузок должно основываться на подробных данных о месте швартовки. При отсутствии таких данных следует принимать консервативное значение внешней нагрузки на основе комбинации действий приливного течения, ветрового потока и действий, создаваемых другими причинами, такими как, например, штормовые нагоны.
Там, где действующие нагрузки значительны по сравнению с обычными внешними нагрузками от воздействия окружающей среды, внешние нагрузки должны рассчитываться на основе признанных расчетных методов или модельных испытаний.
При расчете внешних нагрузок от ветра, волнения и течения следует учитывать влияние на удерживающую способность швартовной системы баржи строительного оборудования, временно пришвартованного рядом с сооружением.
Для прибрежных или береговых строительных швартовных систем, используемых для удержания без строгих требований к сохранению позиции, квазистатический метод анализа якорных линий целесообразно применять при условии, что влияние низкочастотных колебаний на якорные линии учтено.
Для временных швартовных систем с жесткими требованиями к удержанию или установленными зазорами безопасности между транспортными суднами и сооружениями необходимо выполнить модельные испытания, если точность анализа перемещений будет недостаточной.
Для высоких сооружений, устанавливаемых с помощью швартовных систем в районах со значительно изменяющимися течениями, необходимо выполнить проверку реакции швартовной системы на потенциально возможные продольные и поперечные перемещения сооружений, вызываемые вихреобразованием.