Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

     10.4 Остойчивость в поврежденном состоянии

10.4.1 Общие сведения

10.4.1.1 Остойчивость в поврежденном состоянии следует оценивать с учетом технических процедур проведения операции, их продолжительность, мероприятия по защите окружающей среды, последствий возможного повреждения.

Оценка повреждения основывается на сценариях аварийной ситуации согласно ранее идентифицированным ситуациям с непредвиденными обстоятельствами. Столкновение, разлив и аварии рассматривают для проведения точной оценки. Случаи повреждения учитывают затопление любого одного отсека, расположенного ниже ватерлинии неповрежденной части, которая или открыта со стороны моря или имеет большую вероятность затопления водяным балластом, морской водой или через трюмный трубопровод, проходящий через отсек.

Плавучее сооружение должно обладать достаточной остойчивостью и запасом плавучести, чтобы оставаться на плаву с ватерлинией, ниже которой имеется пробоина, когда затопление возможно в любом одном отсеке.

10.4.1.2 Необходимо проанализировать случаи поступления воды, вызванные:

- навалом судов, падением объектов с высоты и т.д.;

- механическим отказом системы;

- неисправностями в результате нарушения правил эксплуатации;

- качкой судна и изменением высот волн;

- заливанием открытых отверстий, через которые вода может поступать во внутренние отсеки корпуса сооружения.

10.4.1.3 При столкновении необходимо учесть следующие факторы:

- отсеки, разделенные горизонтальной водонепроницаемой переборкой, в пределах ватерлинии неповрежденного сооружения рассматривать как один отсек;

- проникновение в корпус не менее чем на 1,5 м, если нельзя гарантировать, что подобное проникновение маловероятно;

- повреждения протяженностью 3 м по горизонтали или равные одной восьмой периметра плавучего сооружения;

- воздушные, измерительные и вентиляционные трубы в пределах зоны повреждения рассматривать как поврежденные;

- поврежденные отсеки выше ватерлинии, например кессоны или грузовые отсеки, плавучесть которых необходима для удовлетворения требований остойчивости 10.3, рассматривать как поврежденные;

- опорожнение всего отсека, расположенного ниже ватерлинии, необходимо рассмотреть в случае, если данное мероприятие обеспечит более эффективный результат, чем заполнение пустого отсека;

- случаи утечки воздуха из любого отсека с воздушной подушкой.

10.4.2 Требования к остойчивости в поврежденном состоянии

Площади под кривой восстанавливающего момента и кривой ветрового наклоняющего момента (см. рисунок 3) необходимо определять до угла крена, который является наименьшим из углов:

- угла, соответствующему второй точке пересечения двух кривых;

- угла заливания;

- угла крена, при котором возникают недопустимые нагрузки на конструктивные элементы, гриллиджи и морское раскрепление.

Площадь под кривой восстанавливающего момента должна быть не менее 1,4 от площади под кривой ветрового наклоняющего момента, определенной по формуле (3):

,                                                             (3)


где , и - площади, определенные согласно рисунку 3.