7.4.1 Система обозначения документов
Система обозначения технической документации на морские операции может соответствовать системе обозначения проектной документации на сооружения, строительство которых предусматривается в море. В качестве альтернативы допускается использовать систему обозначения, принятую у заказчика или разработчика проекта морской операции.
7.4.2 Техническая документация
Состав и содержание технической документации на морские операции рекомендуется принимать согласно требованиям Правил РМРС [1], а также в 7.4.2.1 и 7.4.2.2. В общем виде техническая документация на морские операции должна содержать следующие основные документы:
- план операций;
- проект операций.
7.4.2.1 План операций должен описывать организацию проведения морских операций. План операций должен включать следующие разделы: - пояснительную записку (исходные данные для разработки морской операции, перечень руководящих документов, этапы морской операции, описание факторов риска, мероприятия по управлению рисками); - организационную схему согласно 7.1.1; - график проведения. |
7.4.2.2 Проект операций может выполняться на несколько взаимосвязанных операций или на одну операцию и должен описывать детали и порядок осуществления работ, используемые суда, применяемые конструкции, устройства и оборудование, возможность проведения операций в нормальных условиях и при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций. В зависимости от вида операций в проект рекомендуется включать следующие разделы: |
- пояснительную записку по проведению морских операций; - описание внешних условий и воздействий; |
- ограничения, обусловленные внешними условиями окружающей среды; - ограничения, обусловленные прочностью и остойчивостью сооружения или его элементов, а также применяемых технических средств и конструкций; |
- навигационное обеспечение и связь; |
- расчеты; - чертежи общего расположения, чертежи общего вида и спецификации конструкций, узлов и деталей; |
- оценка рисков; - руководство по погрузке (см. 12.16); |
- руководство по грузоподъемным операциям (см. 19.12); |
- руководство по транспортированию (буксировке) (см. 13.8); |
- руководство по установке МНГС (см. 18.18); |
- руководство по демонтажу (подготовленное на основе рекомендаций по составу руководств 12.16, 13.8, 18.18, 19.12). |
Пояснительная записка должна включать: |
- распределение ответственности участников операции; |
- главные размерения и основные характеристики сооружения или его элементов (габариты, масса, положение центра тяжести и т.д.), чертежи общего вида; |
- приложение с документом, содержащим трехмерную модель МНГС (при наличии); - план проведения морской операции, описывающий последовательность действий, технологию, способы использования судов технического флота; - описание метода спуска на воду (при условии выполнения указанной операции), обоснование выбора технических средств и приспособлений для спуска, чертежи их общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида вспомогательного оборудования для удержания на месте после спуска, расчет балластировки, расчет остойчивости, осадки и непотопляемости; |
- описание метода пересадки (при условии выполнения указанной операции); обоснование выбора тягового оборудования для пересадки, технических средств и приспособлений, чертежи их общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида, расчет прочности грузовых путей, расчет процесса передачи массы груза с опоры на опору; расчет держащей силы грунта морского дна; |
- описание метода опускания/подъема (при условии выполнения указанной операции), обоснование выбора грузоподъемного оборудования, технических средств и приспособлений, чертежи их общего расположения с указанием основных технических характеристик, чертежи общего вида, расчет строповки; |
- обоснование выбора судов для транспортирования (буксировки), схемы буксирных ордеров, спецификации/главные размерения и основные характеристики судов, чертежи общего расположения с указанием основных технических характеристик, расчет буксировочного сопротивления и требуемого тягового усилия, основные характеристики буксируемого сооружения или его элементов, расчеты общей и местной прочности транспортируемого сооружения или его элементов, чертежи и расчеты прочности транспортных опор и креплений, расчеты общей и местной прочности судов, меры для распределения нагрузки (если требуется), подкрепления корпуса (если требуются), расчет прочности буксирных устройств, анализ планируемого маршрута (описание маршрута, протяженность, схема), идентификация мест убежищ и расстояний между ними, гидрометеорологический прогноз, обоснование выбора времени проведения морской операции, идентификацию источников опасности; график перехода; |
- описание метода установки и закрепления МНГС в целом или его элементов на морском дне, обследование поверхности морского дна и промер глубин; обоснование выбора необходимых технических средств для позиционирования и закрепления; расчет балластировки для погружения сооружения в целом или его элементов (если требуется), описание операций по установке сооружения или его элементов на морское дно или установке системы позиционирования, обследование после установки на дно; |
- планы действий в чрезвычайных (при нарушении планируемого хода морской операции) и аварийных (при возможности возникновения аварии) ситуациях; |
- допускаемые состояния нагрузки; - оперативные критерии условий окружающей среды; |
- допустимые осадки, дифферент, крен и соответствующие схемы балластировки; - основные технические характеристики систем и оборудования; - системы и режимы связи; - гидрометеорологическое обеспечение; - спасательные средства; - технические процедуры и образцы форм отчетных документов; - перечни проверок при подготовке и проведении операции; |
- планы испытаний; |
- ведомость запасных частей и инструментов и аварийного снабжения; |
- мероприятия по предотвращению загрязнения водной среды; |
- мероприятия по предотвращению загрязнения атмосферы; |
- мероприятия по уменьшению воздействия на морскую биоту (при установке сооружения или его элементов на морское дно). |
7.4.3 График выполнения морских операций
График выполнения морских операций должен быть детальным и показывать продолжительность каждого вида работ, взаимосвязанные виды работ, обозначение точек решений и точек приостановки.
Продолжительность работ, ограниченных по погодным условиям, должна предусматривать резерв времени на непредвиденное ухудшение погодных условий. Результаты идентификации опасностей и оценки рисков могут быть использованы при построении графика для установления реального времени морских операций с учетом неблагоприятных условий погоды.
7.4.4 Принципы действий в чрезвычайных и аварийных ситуациях
Планирование морских операций должно включать составление планов действий в чрезвычайных и аварийных ситуациях, а также резервных планов.
При наличии ограничений для проведения работ они должны завершиться в течение установленного периода времени или остановиться. В данном случае суда технического флота должны быть в состоянии возвратиться в безопасное положение или место отстоя в течение определенного времени, даже если произошла поломка какой-либо системы или оборудования.
Для того чтобы соответствовать данным требованиям, основные системы, части систем или оборудование должны иметь резервные системы или дублирующие системы.
По возможности дублирующие системы должны являться неотъемлемыми частями первичной системы.
Для систем, состоящих из нескольких устройств, дублирование или резервирование допускается обеспечивать посредством достаточного количества запасных частей на месте производства работ. Время перевода операций на дублированные или резервные системы должно быть установлено в планах.
Персонал, ответственный за выполнение технического обслуживания, должен быть оснащен необходимыми запчастями, инструментом и принадлежностями и находиться на месте производства работ в режиме готовности.
7.4.5 Резервное планирование и технические процедуры по реагированию на чрезвычайные и аварийные ситуации
При подготовке технических процедур по реагированию на чрезвычайные и аварийные ситуации следует руководствоваться требованиями, изложенными в 7.5.4 и 7.5.5 настоящего стандарта и положениями [14].
Технические процедуры по реагированию разрабатываются для потенциально опасных событий, определенных при идентификации и оценке рисков, и должны учитывать:
- возникновение неблагоприятных погодных условий или состояний моря, превышающих допустимые гидрометеорологические параметры;
- запланированные предупредительные действия в случае неблагоприятного прогноза погоды;
- ограничения, обусловленные прочностью и остойчивостью сооружений в целом или их элементов, а также применяемых технических средств и конструкций;
- выход из строя балластных систем и систем сжатого воздуха;
- неисправность оборудования, в том числе грузоподъемного;
- потерю связи;