Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58772-2019 (ИСО 19901-6:2009) Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Морские операции

     10.3 Остойчивость в неповрежденном состоянии

10.3.1 Общие сведения

Диапазон изменения угла остойчивости неповрежденных сооружений в целом или их элементов - это диапазон изменения углов крена или дифферента от 0° до значения, когда плечо восстанавливающего момента становится отрицательным, как обозначено на рисунке 1.

Примечание - Внешние воздействия, за исключением ветрового наклоняющего момента, такие как воздействие течения, натяжения швартовных или буксирных канатов, воздействия от работы пропульсивной установки или систем позиционирования также оказывают влияние на остойчивость.

На рисунке 1 представлена нелинейная зависимость между углом крена и плечом восстанавливающего момента. Значение угла крена соответствует максимальному статическому восстанавливающему моменту.

Для конкретной буксировки или транспортировки максимальные амплитуды бортовой и килевой качки плавучих сооружений, судов технического флота и соответствующие им критерии остойчивости необходимо получать расчетными методами или проведением испытаний. При определении максимального угла крена необходимо принимать во внимание ограничения, накладываемые конструкцией МНГС, например, наличие установленных на опорную часть строительных блоков ВС с оборудованием. Если максимальный допустимый угол крена для установленных строительных блоков и оборудования составляет 10°, то крен опорной части на 15° недопустим.

X - угол крена, град; Y - плечо восстанавливающего момента, м; 1 - диапазон изменения угла остойчивости в неповрежденном состоянии; 2 - восстанавливающий момент

Рисунок 1 - Пример условий остойчивости

10.3.2 Требования к остойчивости в неповрежденном состоянии

Площади под кривой восстанавливающего момента и кривой наклоняющего момента, вызванного ветровой нагрузкой (см. рисунок 2), необходимо определять до угла крена, который является наименьшим из углов:

- угла, соответствующему второй точке пересечения двух кривых;

- угла заливания;

- угла крена, при котором возникают недопустимые нагрузки на конструктивные элементы, гриллиджи и морское раскрепление.

Площадь под кривой восстанавливающего момента должна составлять не менее 1,3 от площади под кривой ветрового наклоняющего момента для МНГС на натяжных связях или ППБУ и не менее 1,4 для прочих плавучих МНГС (включая транспортирование сооружений на натяжных связях или ППБУ на барже или судне. Формула (1) применима для МНГС на натяжных связях и ППБУ, формула (2) для прочих плавучих МНГС:

,                                                             (1)

,                                                             (2)


где , и - площади, определенные согласно рисунку 2.

Для расчета кривой ветрового наклоняющего момента в условиях неповрежденного состояния следует использовать среднюю скорость установившегося ветрового потока на высоте 10 м над уровнем моря с периодами повторяемости, представленными в 8.4.2.

Внешние воздействия, за исключением ветрового наклоняющего момента, такие как воздействие течения, натяжения швартовных или буксирных канатов, воздействия от работы пропульсивной установки или систем позиционирования также оказывают влияние на остойчивость.