Руководитель морской операции, персонал и экипажи судов, обеспечивающие выполнение операции, должны обладать необходимой квалификацией и компетентностью, иметь соответствующий опыт и подготовку в области своей ответственности в выполняемой операции, а также иметь допуск к производству работ, входящих в морскую операцию. Руководитель морской операции, персонал и экипажи судов должны владеть государственным языком Российской Федерации или иностранным языком, если это предусмотрено договором на проведение морской операции на уровне, достаточном для выполнения работ.
Квалификационные требования к руководителю морской операции, персоналу и экипажам судов, обеспечивающим выполнение операции, определены в Правилах РМРС [1]. Требования к минимальному составу экипажей, обеспечивающих безопасность работы судов, участвующих в морских операциях, установлены в Федеральном законе [6] и Международном кодексе [8].
Привлекаемый для выполнения морских операций персонал должен пройти подготовку по вопросам безопасности на море, включая способы личного выживания, с оформлением медицинских разрешений для работ в море и получением соответствующих сертификатов, в том числе о прохождении первичного обучения по программе "Начальная подготовка по вопросам безопасности и инструктажа" в соответствии с Международной Конвенцией [10], с поправками (Конвенция ПДНВ) или по программам: "Основы безопасности на морских объектах и подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации (BOSIET)" и "Обучение по эвакуации из вертолета под водой (HUET)" с последующей переподготовкой (через четыре года) по программе: "Дальнейшая подготовка к реагированию на чрезвычайные ситуации (FOET)".
Перед началом операции руководитель морской операции должен проинструктировать весь участвующий в операции персонал и экипажи судов по техническим процедурам морских операций, их пошаговому выполнению, способам коммуникации, вопросам безопасности и действиям в аварийных и чрезвычайных ситуациях.
Инструктаж должен охватывать следующие темы:
- общие и специфические правила безопасного производства работ;
- распределение обязанностей;
- требования к выполняемым работам и связанным с ними другим видам деятельности;
- правила эксплуатации технических средств и оборудования, используемых при проведении морских операций.
Для сложных морских операций и операций с высокой степенью риска для обеспечения безопасности и надежности выполнения работ персоналом допускается выполнять компьютерное моделирование, моделирование на тренажере (симуляторе) или моделирование в опытовом бассейне.
Проведение проверки системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре следует осуществлять в сроки, установленные действующими нормативными документами по пожарной безопасности. В условиях, где строительно-монтажные работы в море проводят на нескольких сооружениях с использованием большого количества судов, должно быть предусмотрено проведение совместных проверок.
Все записи по проводимым инструктажам и проверкам следует документировать и обновлять.