Б.1.1 Общие положения
Некоторые из технологий, описанных в Б.2-Б.7, включают вклад причастных сторон и экспертов. Это обеспечивает широту опыта и позволяет привлечь причастные стороны. Взгляды причастных сторон и экспертов могут быть получены на индивидуальной основе (например, путем опроса или исследования) или с использованием групповых технологий, таких как мозговой штурм, номинальные группы или метод Дельфи. Представления могут включать раскрытие информации, выражение мнений или творческих идей. В Б.1 описаны некоторые технологии, которые могут использоваться для получения информации или достижения консенсуса.
В некоторых случаях причастные стороны имеют конкретный опыт и роль и существует небольшое расхождение во мнениях. Однако иногда можно ожидать значительного расхождения взглядов причастных сторон, и могут существовать усиленные коалиции/авторитеты и другие факторы, влияющие на взаимодействие людей. Эти факторы могут повлиять на выбор используемой технологии. Число причастных сторон, с которыми будут проводиться консультации, временные ограничения и практические возможности объединения всех необходимых людей одновременно также повлияют на выбор технологии.
В тех случаях, когда используется групповая технология "лицом к лицу", опытный и квалифицированный ведущий имеет важное значение для достижения хороших результатов. Роль модератора или координатора заключается в следующем:
- организовать команду;
- получить и распространить соответствующую информацию и данные до совещания/сотрудничества;
- подготовить эффективную структуру и формат встречи/сотрудничества;
- провоцировать творческое мышление в целях укрепления понимания и генерации идей;
- обеспечить, чтобы результаты были точными и максимально свободными от предвзятости.
Контрольные списки, полученные с помощью классификаций и таксономии, могут использоваться как часть процесса (см. Б.2.2).
Любая технология получения информации, которая опирается на восприятие и мнение людей, может быть ненадежной и подвержена множеству предубеждений и субъективных оценок в отношении вероятности, например склонность чрезмерно оценивать вероятность чего-то, что только что произошло, кластеризацию иллюзий (склонность переоценивать важность небольших кластеров в большом образце) или эффект Bandwagon (тенденция делать или верить вещам, потому что другие делают или верят в то же самое).
Следует сообщать больше информации в том числе о том, какие суждения были основаны и какие допущения сделаны.
Б.1.2 Мозговой штурм
Б.1.2.1 Обзор
Мозговой штурм - это процесс, используемый для стимулирования и поощрения группы людей к разработке идей, связанных с одной из других тем любого характера. Термин "мозговой штурм" часто используется очень слабо для обозначения любого типа группового обсуждения, но для эффективного мозгового штурма требуется сознательное усилие, чтобы мысли других людей в группе использовались в качестве инструментов для стимулирования творчества каждого участника. Любой анализ или критика идей осуществляется отдельно от мозгового штурма.
Эта технология дает наилучшие результаты, когда доступен эксперт-посредник/модератор, который может обеспечить необходимую стимуляцию, но не ограничивает мышление. Ведущий стимулирует группу охватить все соответствующие области и обеспечивает, чтобы идеи из процесса были захвачены для последующего анализа.
Мозговой штурм может быть структурирован или не структурирован. Для структурированного мозгового штурма ведущий раскрывает проблему, которая будет обсуждаться, и использует подготовленные подсказки для генерации идей по новой теме, когда предыдущая исчерпана. Неструктурированный мозговой штурм часто бывает более суровым. В обоих случаях ведущий начинает движение мысли, и каждый должен генерировать идеи. Темп поддерживается, чтобы появлялись побочные идеи и стимулировалось мышление. Ведущий может предложить новое направление или применить другой инструмент творческого мышления, когда одно направление мысли исчерпано или обсуждение слишком далеко отклоняется. Цель состоит в том, чтобы собрать как можно больше разнообразных идей для последующего анализа. Было продемонстрировано, что на практике группы генерируют меньше идей, чем те же люди, которые работают индивидуально.
Например:
- в группе идеи людей скорее сходятся, чем диверсифицируются;
- задержка в ожидании перехода к диалогу или даже спору имеет тенденцию блокировать идеи;
- люди склонны меньше умственно вовлекаться, когда работают в группе.
Эти тенденции можно уменьшить:
- предоставляя людям возможность работать в одиночку в течение части времени;
- диверсифицируя команды и изменяя членства в команде;
- сочетая с другими методами, такими как номинальная групповая техника (Б.1.4), или электронным мозговым штурмом (Брейнлайнинг). Они способствуют более индивидуальному участию и могут быть анонимными, что также позволяет избежать личных, политических и культурных проблем.
Б.1.2.2 Использование
Мозговой штурм может применяться на любом уровне организации для выявления факторов неопределенности, успеха или неудачи, причин, последствий, критериев для принятия решений или вариантов снижения риска.
Количественное использование возможно, но только в его структурированной форме, чтобы гарантировать, что предубеждения учитываются и рассматриваются, особенно когда они используются для привлечения всех причастных сторон.