Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58712-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Общие технические требования

Automated weather observing system. General technical requirements



ОКС 93.120

Дата введения 2020-07-01



Предисловие

     

1 ПОДГОТОВЛЕН Концерном "Международные аэронавигационные системы", комитетом по аэронавигации "Союза авиапроизводителей России"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2019 г. N 1313-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к вновь разрабатываемым автоматизированным метеорологическим измерительным системам (АМИС), которые предназначены для:

- метеорологического обеспечения авиационного транспорта и обеспечения непрерывного измерения и мониторинга атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, направления ветра, скорости ветра, интенсивности осадков;

- формирования и передачи метеорологических сообщений;

- архивирования метеорологической информации и отчетности;

- сопряжения с внешними системами.

     2 Термины, определения и сокращения

2.1 В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:

2.1.1 автоматизированная метеорологическая измерительная система: Комплекс для определения, обработки, отображения и распространения данных о метеорологических параметрах в режиме реального времени, в состав которого входят автоматические метеорологические датчики и измерительные приборы, способные функционировать непрерывно и без помощи обслуживающего персонала в течение продолжительных периодов времени.

2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АМИС - автоматизированная метеорологическая измерительная система;

ВНГО - видимость нижней границы облаков;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ДАД - датчик атмосферного давления;

ДСВ - датчик скорости ветра;

ДНВ - датчик направления ветра;

ДТВВ - датчик температуры и влажности воздуха;

ДАО - датчик атмосферных осадков;

ДВ - датчик видимости;

ДЯФ - датчик яркости фона;

ДВГО - датчик высоты нижней границы облаков;

ИКАО - Международная организация гражданской авиации (ICAO);

ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;

ASCII - американский стандартный код для обмена метеорологической информацией (American standard code for information interchange);

QNH - давление в районе аэродрома, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (Question Nautical Height);

QFE - давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы (Question Field Elevation).

     3 Общие положения

3.1 Оборудование АМИС, устанавливаемое на открытом воздухе, должно сохранять работоспособность в соответствии с авиационными правилами [1] при:

- температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С и от минус 60°С до плюс 55°С для измерителей температуры воздуха;

- относительной влажности воздуха до 98% при температуре плюс 25°С и 100% при температуре плюс 25°С для измерителей влажности воздуха;

а также при воздействии:

- воздушного потока со скоростью до 50 м/с и до 55 м/с для измерителей параметров ветра;

- дождя, снега, росы, инея

иметь защиту от загрязнений, в том числе пыли (песка).

3.2 Оборудование АМИС, устанавливаемое в отапливаемых помещениях, должно быть работоспособно в соответствии с авиационными правилами [1] при:

- температуре воздуха от плюс 5°С до плюс 40°С;

- относительной влажности воздуха до 80% при плюс 25°С.

3.3 Оборудование АМИС должно быть работоспособно при воздействии пониженного атмосферного давления до 700 гПа, а для измерителей атмосферного давления - до 600 гПа (см. [1]).

3.4 Метеорологические параметры должны измеряться непрерывно (см. [1]).

3.5 Оборудование АМИС должно быть совместимо с линиями связи, использующими интерфейсы RS-232 [2] или RS-485 [3], либо с модемной линией связи (см. [1]).

3.6 Автономные датчики из состава АМИС должны иметь устройства для установки и крепления (см. [1]).

3.7 Датчики температуры и влажности воздуха из состава АМИС должны иметь защиту от солнечной радиации (см. [1]).

3.8 Оборудование АМИС должно быть рассчитано на питание от электросети переменного тока напряжением 220 В ± 10% и частотой 50 Гц ± 1,0 Гц (см. [1]).

3.9 АМИС не должна выходить из строя и требовать повторного включения при кратковременных бросках и пропадании напряжения в электросети на время до 15 минут (см. [1]).

3.10 Операционная система АМИС общего применения должна иметь лицензию (см. [1]).

3.11 Все составные части оборудования, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока частотой 50 Гц и более 110 В постоянного тока по отношению к корпусу, должны иметь защиту, обеспечивающую безопасность обслуживающего персонала (см. [1]).

3.12 В АМИС должна быть предусмотрена сигнализация о неисправностях (отказах) (см. [1]).

3.13 На каждый тип оборудования должны быть установлены и указаны в эксплуатационных документах показатели срока службы или ресурса, средней наработки на отказ и среднего времени восстановления, срок гарантийного обслуживания (см. [1]).

     4 Состав и источники данных

4.1 В минимальный состав АМИС должны входить:

- модуль управления;

- датчик атмосферного давления;

- датчик скорости ветра;

- датчик направления ветра;

- датчик температуры и влажности воздуха;

- датчик атмосферных осадков;

- датчик видимости;

- датчик яркости фона;

- датчик высоты нижней границы облаков.

     5 Общие технические характеристики

5.1 АМИС должна иметь возможность подключения средств измерения: атмосферного давления, скорости и направления ветра, температуры и влажности воздуха, атмосферных осадков, видимости, яркости фона и высоты нижней границы облаков (см. [1]).

5.2 АМИС должна обеспечивать автоматическое измерение в соответствии с авиационными правилами [1]:

- атмосферного давления;

- скорости и направления ветра;

- температуры и влажности воздуха;

- атмосферных осадков;

- видимости;

- яркости фона;

- высоты нижней границы облаков.

5.3 В АМИС должны быть предусмотрены функции управления ее работой от внешних устройств (см. [1])

Примечание - Под внешними устройствами понимаются ПЭВМ (для технического обслуживания) или центральное вычислительное устройство измерительных систем.

5.4 АМИС должна обеспечивать (см. [1]):

- сбор и обработку данных от датчиков, автоматизированный расчет метеорологических параметров, диагностику и контроль состояния датчиков, регистрацию и архивацию данных, автоматическое заполнение журналов наблюдений и табличных форм, формирование и передачу в установленные адреса и в установленные сроки информацию в виде сводок в форматах международных кодов METAR, SPECI, MET REPORT, SPECIAL;

- автоматическую обработку измеренных метеовеличин;

- автоматическую передачу результатов обработки метеовеличин через линии связи на входное устройство ПЭВМ или на вход центрального вычислительного устройства измерительных систем в коде ASCI;

- сигнализацию об отказе АМИС и отдельных датчиков, входящих в состав АМИС;

- автоматическую передачу метеорологической информации на выносные средства отображения;

- автоматическую регистрацию измеренных датчиками метеорологических величин;

- автоматическую регистрацию передаваемой метеорологической информации;

- автоматизированный расчет и включение в сводки метеорологических величин;

- ввод в специальное программное обеспечение таблицы восхода - захода и сумерек;

- ввод в специальное программное обеспечение пороговых значений метеорологических элементов, соответствующих минимумам аэродрома для светлого и темного времени суток, для всех курсов посадки;

- возможность ручного ввода метеонаблюдателем метеорологических параметров, не измеряемых автоматически (количество и форма облаков, явления текущей и недавней погоды, сдвиг ветра, информация о состоянии покрытия ВПП и коэффициенте сцепления, рабочий курс взлета и посадки, дополнительная метеорологическая информация, определенная требованиями ИКАО);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»