ГОСТ Р 58712-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Общие технические требования
Automated weather observing system. General technical requirements
ОКС 93.120
Дата введения 2020-07-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Концерном "Международные аэронавигационные системы", комитетом по аэронавигации "Союза авиапроизводителей России"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 "Авиационная техника"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2019 г. N 1313-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к вновь разрабатываемым автоматизированным метеорологическим измерительным системам (АМИС), которые предназначены для:
- метеорологического обеспечения авиационного транспорта и обеспечения непрерывного измерения и мониторинга атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, направления ветра, скорости ветра, интенсивности осадков;
- формирования и передачи метеорологических сообщений;
- архивирования метеорологической информации и отчетности;
- сопряжения с внешними системами.
2.1 В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:
2.1.1 автоматизированная метеорологическая измерительная система: Комплекс для определения, обработки, отображения и распространения данных о метеорологических параметрах в режиме реального времени, в состав которого входят автоматические метеорологические датчики и измерительные приборы, способные функционировать непрерывно и без помощи обслуживающего персонала в течение продолжительных периодов времени.
2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АМИС - автоматизированная метеорологическая измерительная система;
ВНГО - видимость нижней границы облаков;
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ДАД - датчик атмосферного давления;
ДСВ - датчик скорости ветра;
ДНВ - датчик направления ветра;
ДТВВ - датчик температуры и влажности воздуха;
ДАО - датчик атмосферных осадков;
ДВ - датчик видимости;
ДЯФ - датчик яркости фона;
ДВГО - датчик высоты нижней границы облаков;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации (ICAO);
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;
ASCII - американский стандартный код для обмена метеорологической информацией (American standard code for information interchange);
QNH - давление в районе аэродрома, приведенное к среднему уровню моря по стандартной атмосфере (Question Nautical Height);
QFE - давление на уровне порога взлетно-посадочной полосы (Question Field Elevation).
3.1 Оборудование АМИС, устанавливаемое на открытом воздухе, должно сохранять работоспособность в соответствии с авиационными правилами [1] при:
- температуре окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 50°С и от минус 60°С до плюс 55°С для измерителей температуры воздуха;
- относительной влажности воздуха до 98% при температуре плюс 25°С и 100% при температуре плюс 25°С для измерителей влажности воздуха;
а также при воздействии:
- воздушного потока со скоростью до 50 м/с и до 55 м/с для измерителей параметров ветра;
- дождя, снега, росы, инея
иметь защиту от загрязнений, в том числе пыли (песка).
3.2 Оборудование АМИС, устанавливаемое в отапливаемых помещениях, должно быть работоспособно в соответствии с авиационными правилами [1] при:
- температуре воздуха от плюс 5°С до плюс 40°С;
- относительной влажности воздуха до 80% при плюс 25°С.
3.3 Оборудование АМИС должно быть работоспособно при воздействии пониженного атмосферного давления до 700 гПа, а для измерителей атмосферного давления - до 600 гПа (см. [1]).
3.4 Метеорологические параметры должны измеряться непрерывно (см. [1]).
3.5 Оборудование АМИС должно быть совместимо с линиями связи, использующими интерфейсы RS-232 [2] или RS-485 [3], либо с модемной линией связи (см. [1]).
3.6 Автономные датчики из состава АМИС должны иметь устройства для установки и крепления (см. [1]).
3.7 Датчики температуры и влажности воздуха из состава АМИС должны иметь защиту от солнечной радиации (см. [1]).
3.8 Оборудование АМИС должно быть рассчитано на питание от электросети переменного тока напряжением 220 В ± 10% и частотой 50 Гц ± 1,0 Гц (см. [1]).
3.9 АМИС не должна выходить из строя и требовать повторного включения при кратковременных бросках и пропадании напряжения в электросети на время до 15 минут (см. [1]).
3.10 Операционная система АМИС общего применения должна иметь лицензию (см. [1]).
3.11 Все составные части оборудования, находящиеся под напряжением более 42 В переменного тока частотой 50 Гц и более 110 В постоянного тока по отношению к корпусу, должны иметь защиту, обеспечивающую безопасность обслуживающего персонала (см. [1]).
3.12 В АМИС должна быть предусмотрена сигнализация о неисправностях (отказах) (см. [1]).
3.13 На каждый тип оборудования должны быть установлены и указаны в эксплуатационных документах показатели срока службы или ресурса, средней наработки на отказ и среднего времени восстановления, срок гарантийного обслуживания (см. [1]).
4.1 В минимальный состав АМИС должны входить:
- модуль управления;
- датчик атмосферного давления;
- датчик скорости ветра;