ГОСТ Р 58704-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕЛОСИПЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Требования безопасности и методы испытаний
Bicycles for young children. Safety requirements and test methods
ОКС 97.190
43.150
Дата введения 2020-06-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 444 "Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 29 ноября 2019 г. N 1282-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 8098:2014* "Велосипеды. Требования безопасности, предъявляемые к детским велосипедам" (ISO 8089:2014 "Cycles-Safety requirements for bicycles for young children", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 8098-2012
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на двухколесные велосипеды с седлом высотой от 435 до 635 мм, приводимые в движение передаточным механизмом на заднее колесо, и устанавливает требования безопасности и методы испытаний, а также содержит рекомендации по разработке инструкций по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Стандарт не распространяется на специальные двухколесные велосипеды для исполнения трюков.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 29235 (ИСО 6742-2-85) Велосипеды. Световозвращающие устройства. Фотометрические и физические требования
ГОСТ Р 53442 (ИСО 1101:2012) Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Установление геометрических допусков. Допуски формы, ориентации, месторасположения и биения
ГОСТ Р 55789 Оборудование и инвентарь спортивные. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55789, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 тормозная ручка: Рукоятка, управляющая тормозным механизмом.
3.2 тормозная сила: Усилие, тангенциальное относительно шины колеса, препятствующее его вращению при применении тормозов.
3.3 травмоопасный выступ: Выступ, который по своему расположению и жесткости может представлять опасность для ребенка при контакте с ним при нормальной эксплуатации или в случае транспортного происшествия.
4.1 Велосипеды изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и комплекта конструкторской документации по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
4.2 Элементы велосипеда должны быть изготовлены из материалов, разрешенных к применению для детской продукции, соответствовать [1] и не иметь острых выступающих краев.
Размер и форма защиты краев не должны допускать нанесения ранения или травмы. Резьба, выступающая из сопряженной части с внутренней резьбой и представляющая собой травмоопасный выступ, не должна превышать по длине одного наружного диаметра резьбы.
4.3 Любые винты, используемые при сборке систем подвески, электрогенераторов, тормозных механизмов и крыльев, прикрепленные к раме или вилке, а также седло к опоре сиденья, должны быть снабжены соответствующими стопорными устройствами (например, пружинными шайбами, контргайками, резьбовыми герметиками или самоконтрящимися гайками).
Зажимы, применяемые для сборки втулок и дисковых тормозов, должны иметь теплоустойчивые запирающие механизмы.
Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки болтов стержня руля должен превышать максимальный крутящий момент затяжки, установленный изготовителем, не менее чем на 50%.
Зажимные устройства стержня руля, ручек руля, рычагов, седел и подседельных штырей должны выдерживать крутящий момент затяжки болтовых соединений, превышающий установленный изготовителем не менее чем на 50%.
4.4 Велосипеды должны быть оснащены передними, задними, боковыми и педальными световозвращающими устройствами по ГОСТ 29235.
4.5 Механизм складывания (при наличии) должен быть простым для использования, стабильным и безопасным. Блокирующие элементы не должны контактировать с колесами или шинами и не допускать возможности непреднамеренного ослабления или разблокировки механизма складывания во время езды.
4.6 Тормоза
4.6.1 Велосипеды должны быть оснащены двумя независимыми тормозными системами, действующими одна на переднее колесо, а другая - на заднее. Тормозная система заднего колеса должна обеспечивать возможность торможения руками или ногами в зависимости от конструкции.
Значения минимальных и максимальных сил торможения, действующих на шины, в зависимости от прилагаемого усилия на рукоятке тормоза, указаны в таблице 1.
Таблица 1
Усилие на рукоятке | Сила торможения, действующая на шину, Н | |
тормоза, Н | минимальная | максимальная (только для переднего тормоза) |
40 | 40 | 100 |
60 | 50 | 140 |
80 | 60 | 80 |
Тормозная колодка должна быть надежно прикреплена к держателю и обеспечивать эффективность торможения.
Применение тормозных колодок, содержащих асбест, не допускается.
4.6.2 Рукоятку передних тормозов по традиции (практике) обычно устанавливают слева, а задних - справа, что указывают в инструкции по эксплуатации. Тем не менее, конструкция велосипеда должна предусматривать возможность перестановки рукояток, например, если ребенок левша.
Максимальный размер между наружными поверхностями тормозной ручки и рулем или оплеткой руля, или другим покрытием, при наличии, должен быть не более 75 мм между точками на расстоянии 40 мм (см. рисунок 1).
Диапазон регулирования тормозной ручки должен обеспечивать соблюдение указанных требований к размерам.
а - расстояние между частью рукоятки, контактирующей с пальцами, и краем
Рисунок 1
4.6.3 Стяжные болты гибкого троса не должны перерезать ни одну из проволок, при сборке по инструкции изготовителя. В случае неисправности троса ни одна из частей тормозного механизма не должна препятствовать вращению колеса.
Конец троса должен иметь предохранительный наконечник, защищающий скрутку проволок и выдерживающий растягивающее усилие не менее 20 Н.
4.6.4 Каждый тормоз должен иметь возможность регулирования с использованием инструмента или без него для обеспечения эффективного рабочего состояния до степени износа тормозных колодок, указанной в инструкции по эксплуатации.
При правильной регулировке тормозные колодки должны контактировать только с поверхностью, предназначенной для торможения.
При наличии регулятора тормозов, его конструкция должна предусматривать невозможность неправильного применения.
4.6.5 Если задний тормоз приводится в действие ногой в направлении, противоположном движущей силе, механизм тормоза должен действовать независимо от положения привода или регулировки. Максимальный угол между положениями шатуна при движении и торможении - 60°.
4.7 Руль
4.7.1 Общая ширина руля должна составлять от 350 до 550 мм. Расстояние по вертикали между верхней частью ручек руля, находящихся в самом высоком положении, и плоскостью седла, находящегося в самом нижнем положении, должно быть не более 400 мм.
4.7.2 Концы руля должны быть снабжены ручками, выдерживающими усилие стягивания не менее 70 Н. Ручки руля должны быть изготовлены из эластичного материала, выдерживающего температуру окружающей среды от минус 5°С до плюс 60°С, и иметь расширенный закрытый торец диаметром не менее 40 мм. Концы руля не должны затруднять действие рукояток тормоза.
4.7.3 Вынос руля должен быть надежно закреплен и выдерживать механические воздействия: боковой изгиб, изгиб вперед и крутящий момент вокруг оси при минимальной глубине ввода в шток вилки без смещений, вращения и деформаций.
Минимальную безопасную глубину ввода в шток вилки обеспечивают одним из следующих способов:
- на внешней поверхности выноса руля должна быть постоянная метка (по всей длине окружности), указывающая минимальную глубину его ввода в шток вилки или постоянное средство, обеспечивающее минимальную глубину ввода. Метка должна находиться на расстоянии не менее 2,5 диаметров стержня от нижнего конца выноса руля. Ниже метки должен оставаться участок стержня длиной, равной не менее одного диаметра выноса; либо
- вынос руля должен иметь неподвижный стопор, предотвращающий его вытягивание из штока вилки.
4.7.4 Правильно отрегулированный руль должен свободно, без заеданий и люфта в подшипниках поворачиваться в обе стороны не менее чем на 60° от положения при движении прямо.
Примечание - Угол поворота рулевой колонки должен быть не более 75° и не менее 60° относительно горизонтальной поверхности.
Точка пересечения оси рулевой колонки 5 и перпендикуляра к горизонтальной поверхности, проходящего через центр колеса, должна находиться в области 9 (заштрихована), размеры области должны соответствовать указанным на рисунке 2.
1 - направление движения; 2 - оси рулевого управления; 3 - угол поворота рулевой колонки; 4 - горизонтальная поверхность; 5 - точка пересечения; 6 - радиус колеса; 7 - центр колеса; 8 - ось колеса, перпендикулярная к горизонтальной поверхности; 9 - толерантность; 10 - смещение; 11 - след
Рисунок 2
Для обеспечения устойчивости рулевого управления не менее 25% общей массы велосипеда и велосипедиста должны приходиться на переднее колесо при условии, что седло и велосипедист максимально смещены назад.
4.8 Рама
4.8.1 Узел рама - передняя вилка должен быть ударопрочным.
4.8.2 Пазы внутри передней вилки должны обеспечивать плотное прилегание конусов к верхней поверхности пазов для устойчивого положения переднего колеса в плоскости симметрии вилки.