ГОСТ Р 52946-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕПРОДУКТЫ
Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод
Petroleum products. Determination of knock characteristics of motor and aviation fuels. Motor method
ОКС 75.080
Дата введения 2020-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 031 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2019 г. N 1242-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 5163:2014* "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод" (ISO 5163:2014 "Petroleum products - Determination of knock characteristics of motor and aviation fuels - Motor method", NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВЗАМЕН ГОСТ P 52946-2008 (EH ИСО 5163:2005)
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Предупреждение - Применение настоящего стандарта связано с использованием в процессе испытания опасных материалов, операций и оборудования. В настоящем стандарте не предусмотрено рассмотрение всех вопросов обеспечения безопасности. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих правил по технике безопасности и охране труда, а также определяет целесообразность применения законодательных ограничений перед его использованием.
Настоящий стандарт устанавливает метод определения детонационных характеристик жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием на одноцилиндровом четырехтактном карбюраторном двигателе с переменной степенью сжатия, работающем с постоянной скоростью, с использованием условной шкалы октановых чисел. Определение октанового числа по моторному методу (ОЧМ) предусматривает измерение детонационных характеристик моторных топлив для автомобильных двигателей в жестких условиях эксплуатации. Октановое число по моторному методу позволяет определять детонационные характеристики авиационных топлив в авиационных поршневых двигателях путем преобразования результата в значение октанового числа по авиационному методу или в значение эксплуатационного числа (октановое число обедненной смеси авиационного топлива).
Настоящий стандарт распространяется на весь диапазон шкалы ОЧМ от 0 до 120, но рабочий диапазон ОЧМ находится в интервале от 40 до 120. Испытание типичного моторного топлива проводят в диапазоне ОЧМ от 80 до 90. Испытание типичного авиационного топлива проводят в диапазоне ОЧМ от 98 до 102.
Настоящий стандарт можно использовать для топлив с содержанием оксигенатов до 4% масс. по кислороду и бензина, содержащего до 25% об. этанола.
Примечания
1 Хотя 25% об. этанола соответствуют приблизительно 9% масс. кислорода, полная применимость данного метода испытаний для этого диапазона содержания кислорода была проверена только для топлив бензинового типа.
2 В настоящее время ведется работа по проверке возможности использования настоящего метода для бензина с содержанием этанола до 85% об.
3 Настоящий стандарт устанавливает параметры рабочих условий в единицах СИ, однако значения параметров некоторых двигателей приведены в единицах дюйм-фунт, поскольку они используются при изготовлении указанного оборудования, поэтому в настоящем стандарте они приведены в круглых скобках.
4 В настоящем стандарте термины "% масс." и "% об." означают массовые и объемные доли материала соответственно.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.234 Государственная система обеспечения единства измерений. Меры вместимости стеклянные. Методика поверки
ГОСТ 511-2015 Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа
ГОСТ 2517 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 6709 Вода дистиллированная. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 принятое опорное значение; ARV (accepted reference value, ARV): Значение, которое служит в качестве согласованного для сравнения и получено как: теоретическое или установленное значение, базирующееся на научных принципах; приписанное или аттестованное значение, базирующееся на экспериментальных работах какой-либо национальной или международной организации; согласованное или аттестованное значение, базирующееся на совместных экспериментальных работах под руководством научной или инженерной группы.
3.2 контрольное топливо (check fuel): Топливо с заданными характеристиками, которое имеет принятое опорное значение ОЧМ, определенное в ходе межлабораторных испытаний на большом количестве двигателей, находящихся в разных лабораториях.
3.3 высота цилиндра (cylinder height): Относительное вертикальное положение цилиндра двигателя по отношению к поршню в верхней мертвой точке (в.м.т.) или к верхней точке механически обработанной поверхности картера.
3.4 показание шкалы индикатора (dial indicator reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданной компрессии.
Примечание - Показания шкалы индикатора выражают в тысячных долях дюйма или в сотых долях миллиметра.
3.5 показание цифрового счетчика (digital counter reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, установленной для получения заданной компрессии.
3.6 детонометр (измеритель детонации) (detonation meter): Прибор, преобразующий электрический сигнал от датчика детонации в выходной сигнал на дисплее.
Примечание - Может быть аналоговым или цифровым.
3.7 датчик детонации (detonation pickup): Преобразователь магнитострикционного типа, вкрученный в резьбовое отверстие в цилиндре двигателя, предназначенный для определения давления в камере сгорания и получения электрического сигнала, пропорционального скорости изменения давления в цилиндре.
3.8 работа с зажиганием (firing): Работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.
3.9 соотношение топливовоздушной смеси для максимальной интенсивности детонации (fuel-air ratio for maximum knock intensity): Соотношение топливо - воздух, которое вызывает наибольшую интенсивность детонации для каждого топлива.
3.10 справочная таблица (guide table): Представленные в виде таблицы данные установленной зависимости между высотой цилиндра и октановым числом для двигателя, работающего при стандартной интенсивности детонации и заданном барометрическом давлении.
3.11 детонация (knock): Аномальное сгорание, часто производящее слышимый звук, вызванный самовоспламенением топливовоздушной смеси.
3.12 интенсивность детонации (knock intensity): Мера детонации топлива.
3.13 датчик интенсивности детонации (knock meter): Измерительный прибор с делениями шкалы от 0 до 100, который отображает интенсивность сигнала детонометра.
Примечание - Может быть аналоговым или цифровым.
3.14 октановое число обедненной смеси авиационного топлива (lean mixture aviation rating): Детонационная стойкость обедненной топливовоздушной смеси в авиационном поршневом двигателе.
3.15 прокрутка (motoring): Режим работы установки без подачи топлива и с выключенным зажиганием.
3.16 октановое число по моторному методу; ОЧМ (motor octane number, MON): Числовое значение детонационной стойкости топлива, полученное путем сравнения интенсивности его детонации с интенсивностью детонации первичных эталонных топлив с известным октановым числом по моторному методу при испытании на стандартном двигателе, работающем в условиях, установленных в настоящем стандарте.
3.17 оксигенат (oxygenate): Кислородсодержащее органическое соединение (например, различные спирты или простые эфиры), используемое в качестве топлива или присадки к топливу.
3.18 первичное эталонное топливо (primary reference fuel): 2,2,4-Триметилпентан (изооктан), н-гептан, пропорциональные по объему смеси изооктана с н-гептаном или смеси тетраэтилсвинца в изооктане, используемые для построения условной шкалы октановых чисел.
3.19 разброс (spread): Чувствительность детонометра, выраженная в делениях шкалы датчика интенсивности детонации на единицу октанового числа.
3.20 топливная смесь на основе толуола для стандартизации (стандартизованная толуольная смесь; СТС) [toluene standardization fuel blend (toluene standardized blend; TSF)]: Пропорциональная по объему смесь, имеющая принятое опорное значение ОЧМ и установленное значение предельного отклонения.
3.21 степень сжатия (compression ratio): Параметр конструкции двигателя, равный отношению рабочего объема цилиндра при положении поршня в нижней мертвой точке (н.м.т.) к объему камеры сгорания при положении поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.), определяющий при прочих равных условиях склонность к появлению детонации.
3.22 взятие в вилку (bracketing): Способ определения значения интенсивности детонации испытуемого топлива, которое должно быть между значениями интенсивности детонации двух первичных эталонных топливных смесей в условиях настоящего метода.
Образец топлива, испытываемый в двигателях при составе топливовоздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, сравнивают со смесями первичных эталонных топлив и определяют смесь, испытываемую при составе топливовоздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, имеющую ту же стандартную интенсивность детонации при испытании с той же степенью сжатия. Состав смеси первичного эталонного топлива (по объему) характеризует как ее октановое число, так и октановое число пробы топлива.
5.1 В качестве хладагента рубашки цилиндра используют воду по ГОСТ 6709. Воду в рубашке цилиндра используют в таких лабораториях, где температура кипения воды составляет (100,0±2,0)°С [(212±4)°F]. В лабораториях, расположенных выше уровня моря, для обеспечения указанной температуры кипения следует использовать воду с достаточным количеством товарного антифриза на основе гликоля.
Для сведения к минимуму коррозии и минеральной накипи, которые могут изменить теплопередачу и результаты определения октанового числа, в хладагент следует добавить техническое многофункциональное вещество для обработки воды.
5.2 Хладагент для карбюратора (при необходимости) - вода или смесь воды и антифриза, охлажденный до температуры от 0,6°С до 10,0°С для предотвращения кипения топлива.
5.3 Моторное масло, требования к которому приведены в инструкции изготовителя.
5.4 Первичное эталонное топливо на основе 2,2,4-триметилпентана (изооктана) чистотой не менее 99,75% об., содержащее не более 0,10% об. н-гептана и не более 0,5 мг/дм свинца, обозначают как 100 ОЧМ.
Предупреждение - Изооктан - легковоспламеняющееся вещество, пары которого вредны и могут вызвать вспышку паровоздушной смеси.
Примечание - Для проверки качества промышленных эталонных топлив применяют государственные стандартные образцы эталонного топлива (ГСО ЭТ).