Коррозия подземных сооружений является многофакторным сложным процессом, в который значительный вклад вносят микроорганизмы. Многолетние микробиологические исследования подземных сооружений в разных климатических зонах подтвердили, что крупномасштабные сооружения - мощный техногенный фактор, стимулирующий процессы биокоррозии (микробной коррозии) [1]. Наиболее существенным агентом, влияющим на процессы коррозии металла в подземной среде, являются бактерии цикла серы - сульфатредуцирующие и ацидофобные тионовые, с деятельностью которых связано возникновение коррозионноопасных ситуаций. Действие микробиологического фактора может существенно сокращать срок эксплуатации и службы подземных металлических сооружений и привести к их преждевременному выходу из строя и замене.
Одним из применяемых и надежных способов защиты подземных металлических сооружений от коррозии является электрохимическая защита. Однако данный способ оказывается малоэффективным при возникновении очагов биокоррозии. Более того, электрический ток от электроустановок может способствовать появлению и усилению биокоррозионных ячеек.
В настоящем стандарте установлены критерии биокоррозионной агрессивности и современные микробиологические, молекулярные и физико-химические методы определения возбудителей биокоррозии - коррозионноопасных бактерий. Среди современных методов новыми являются молекулярные. Для обнаружения коррозионноопасных бактерий в настоящем стандарте предлагается использование молекулярных методов, основанных на полимеразной цепной реакции (ПЦР), а именно ПЦР с гибридизационно-флуоресцентной детекцией в режиме реального времени, разработанных в течение последних десятилетий и теперь доступных для экспресс-анализа образцов грунта, прилегающего к подземным сооружениям.
Внедрение стандарта позволит прогнозировать биокоррозионную ситуацию на подземных сооружениях, выбирать эффективные методы противокоррозионной защиты при их проектировании, что позволит увеличить срок службы и надежность эксплуатации подземных металлических сооружений, сократит число аварий, расходы на техническую эксплуатацию и ремонт.