Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58672-2019/ISOTR 8124-8:2016 Безопасность игрушек. Часть 8. Руководящие указания по определению возраста

     3 Руководящие указания

3.1 Дети в возрасте от 0 до 4 мес

3.1.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием, а также с поведением детей в возрасте от 0 до 4 мес

Как правило, у детей в возрасте от 0 до 4 мес могут наблюдаться следующие признаки развития и шаблоны поведения:

- отсутствует моторика, необходимая для игры с игрушками; игрушки использованы исключительно как объекты для исследования и познания, а не для игры;

- не умеют удерживать книги из-за отсутствия физических, когнитивных и визуальных способностей, необходимых для этой деятельности;

- детей привлекают мультисенсорные элементы, они способны узнавать своих родителей; обладают сосательным рефлексом, но не могут сидеть сами; совершают резкие, неконтролируемые и ограниченные движения. Дети касаются предметов, хватают, удерживают, нажимают и трясут их в руках, не осознавая силу своих рук;

- рефлекторное схватывание у детей появляется в возрасте около 3 мес, ребенок способен хватать и удерживать объекты (независимо от того, подвешены они или не подвешены). Ребенок щупает, исследует и осязает предметы своими руками и ртом;

процесс обучения происходит через чувства и рефлексы путем ассимиляции реакций на стимулы и повторяющиеся движения;

- слуховая система функционирует уже при рождении, но для развития слуха необходимо неврологическое созревание и чувственное восприятие. Младенцы демонстрируют повышенную чувствительность к окружающим звукам из-за незрелости и отсутствия опыта. С самого рождения они начинают реагировать на звуки и человеческую речь. Приблизительно к 2 мес большинство младенцев успокаиваются, услышав знакомые голоса. К 3 мес они определяют источник звука и реагируют на него, издавая звуки, которые могут относиться к ощущениям, связанным с купанием и едой;

- дети поворачивают голову в сторону звука, их привлекают объекты, издающие звуки, которые им известны;

- продолжается развитие органов зрения. При рождении младенец лучше всего фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20 см от него. В возрасте 1 мес дети могут сосредотачиваться на объектах, расположенных на расстоянии не более 30 см, а в 3 мес могут видеть на несколько метров вперед. Острота зрения при рождении составляет от 2,5% до 5%, а к третьему месяцу жизни улучшается примерно до 20%;

- детей данного возраста привлекают яркие цвета, такие как желтый и красный, хотя они не могут их четко различать. В возрасте 2 мес развиваются первичные рецепторы цвета, и они могут различать контрасты и основные цвета: синий, красный и желтый.

3.1.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек

Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от рождения до 4 мес, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Подкатегории игрушек для возрастной группы детей от рождения до 4 мес

Подкатегория

Начальный возраст, мес

Описание и примеры подходящих игрушек

1.01

0+

Погремушки и кольца

1.03

0+

Мобили музыкальные/без звука: игрушки с различными фигурками и формами, устанавливаемые над кроваткой таким образом, чтобы находиться вне досягаемости ребенка

1.47

0+

Музыкальные шкатулки: игрушки, устанавливаемые на кроватке или рядом с ней, которые приводятся в действие взрослыми при помощи ручки или кнопки

1.04

2+

Подвесные игрушки и развивающие коврики: коврики с игровыми функциями, которые могут включать в себя дуги с подвешенными предметами, предназначенными для того, чтобы ребенок мог тянуться к ним, хватать или толкать их

1.13

2+

Простые куклы и животные: мягкие куклы и животные, сделанные из ткани или плюша с или без одежды и с фиксированными деталями, которые удалить невозможно

1.05

3+

Игрушки для колыбели и манежа: шарики, фигурки, прикрепленные к кроватке, коляске или к их корпусу

1.09

3+

Мягкие игрушки, которые можно сжать рукой: игрушки из мягконабивного материала с погремушкой/без погремушки или источника шума внутри

1.25

3+

Мягкие шарики и геометрические фигуры из ткани или подобного мягкого материала

3.2 Дети в возрасте от 4 до 8 мес

3.2.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 4 до 8 мес

Как правило, у детей в возрасте от 4 до 8 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения:

- привлекают мультисенсорные элементы, повышение интереса к окружающей их среде. Находятся в оральной стадии, начинают появляться зубы. Выполняют естественные непроизвольные движения. Процесс обучения по-прежнему происходит через органы чувств, особенно рот, и рефлексы, путем усваивания реакции на раздражители и повторяющиеся движения;

- продолжается развитие слуха, дети уже используют свои зрительные и двигательные способности, чтобы играть с другими людьми. Способны взаимодействовать с игрушками и предметами. Начинают осознавать существование и постоянство объектов (объекты продолжают существовать, даже когда находятся вне поля зрения). Повторяют простые движения и жесты;

- вполне способны обнаруживать источник звуков. Начиная с 4 мес участвуют в голосовых играх, в порцессе которых повторяется один и тот же слог "ма-ма-ма", "па-па-па". Начинают взаимодействовать со взрослыми в их языковых играх, в которых слова произносятся с повторением. Любят песенки и звуки. От 4 до б мес младенцы более чувствительны к звукам и реагируют на изменения в голосовых тонах и звуках;

- передвигаются с помощью рук и ног вперед и назад, перекатываются из стороны в сторону. Способны хорошо чувствовать себя на полу, чтобы играть, начинают сидеть самостоятельно и ползать в период между 5 и 6 мес;

- обладают слабыми навыками крупной и мелкой моторики, а также выполняют непроизвольные движения рук и ног. Продолжается развитие координации мелкой моторики кистей рук. Захватывают предметы ладонью (примитивный захват). Крепко захватывают предметы, протягивают руку, чтобы взять предмет, могут перекладывать предмет из одной руки в другую;

- поступательно развивается двигательный аппарат, в частности: они удерживают, захватывают, нажимают, трясут, толкают и бросают предметы на пол. Захват и удержание предметов полностью осваиваются приблизительно к 6 мес. Неуверенно пытаются переворачивать плотные страницы.

- примерно в 6 мес острота зрения и цветовые рецепторы у младенцев соответствуют уровню взрослого человека. Их привлекают красные и желтые цвета и отпечатанные изображения.