В настоящем разделе приведены минимальные требования, предъявляемые к заправляемым бакам для жидкого топлива. Такие баки предназначены для использования только в целях бортового хранения СПГ в качестве топлива для АТС, на которых эти баки устанавливают. Баки изготавливают любым методом из любой марки нержавеющей аустенитной стали, любой конструкции, которая соответствует установленным условиям эксплуатации.
Баки для СПГ относят к классу 5.
Основным параметром является рабочее давление, значение которого составляет менее 26 МПа. Другие значения рабочего давления , МПа, вычисляют посредством корректировки испытательного давления с помощью соответствующего коэффициента (соотношения) по формуле
. (1)
Срок службы бака, который варьируется в зависимости от вида применения, определяет изготовитель.
4.1.1 Общие положения
4.1.1.1 Условия эксплуатации
Проектирование, изготовление, контроль, испытание и сертификацию баков, которые монтируют стационарно на АТС и используют для хранения СПГ при криогенной температуре для его использования в качестве топлива для этих АТС, проводят на основе условий эксплуатации от минус 40°С до плюс 40°С.
4.1.1.2 Предоставление информации
Указанные условия эксплуатации являются необходимыми:
- для изготовителей баков;
- владельцев баков;
- разработчиков или подрядчиков, занимающихся монтажом баков;
- разработчиков или владельцев оборудования, используемого для заправки бортовых баков;
- поставщиков природного газа;
- нормоустанавливающих органов, определяющих правила использования баков, методы безопасной эксплуатации баков, изготовленных в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
4.1.1.3 Периодическая проверка на соответствие установленным требованиям
Рекомендации по периодической проверке баков на соответствие установленным требованиям методом визуального осмотра или испытания в течение срока службы приводит изготовитель бака, исходя из условий эксплуатации.
Каждый бак подвергают визуальному осмотру не реже одного раза в 120 месяцев после даты его сдачи в эксплуатацию на АТС (регистрации АТС) и во время любой операции по повторному монтажу на предмет обнаружения внешних повреждений и изъянов, в том числе под крепежными хомутами. Визуальный осмотр проводит техническая служба, назначенная или признанная органом по официальному утверждению типа, в соответствии со спецификациями изготовителя. Баки без маркировки, содержащей обязательные данные, или с маркировкой, содержащей обязательные, но неразборчивые данные, подлежат в любом случае изъятию из эксплуатации. Если бак можно конкретно идентифицировать по названию изготовителя или серийному номеру, то допускается нанесение новой маркировки и, как следствие, дальнейшая эксплуатация бака.
4.1.1.4 Баки, бывшие в дорожно-транспортных происшествиях
Баки, бывшие в дорожно-транспортных происшествиях, подвергают повторному контролю со стороны соответствующего органа, уполномоченного изготовителем, если компетентным нормоустанавливающим органом не предусмотрено иное. Баки, которые не получили никакого повреждения от удара во время столкновения, допускается использовать в дальнейшем. В противном случае бак возвращают изготовителю на проверку.
4.1.1.5 Баки, подвергшиеся воздействию огня
Баки, которые подверглись воздействию огня, подвергают повторной проверке органом, уполномоченным изготовителем, или признают негодными и изымают из эксплуатации.
4.1.2 Максимально допустимое рабочее давление, соответствующее давлению срабатывания, на которое отрегулирован первичный предохранительный клапан, определяет изготовитель. Максимально допустимое рабочее давление должно составлять менее 26 МПа.
4.1.3 Температура жидкости в баке может изменяться в пределах от минус 195°С до минус 65°С включительно.
4.1.4 Состав газа
Количество водорода ограничивается 2% объема, если баки изготовлены из стали, имеющей предел прочности на растяжение более 950 МПа.
4.1.5 Внешняя поверхность