Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58607-2019/ISO/IEC/IEEE 24748-4:2016 Системная и программная инженерия. Управление жизненным циклом. Часть 4. Планирование системной инженерии

Приложение A
(справочное)

Элементы плана управления проектом (ПУПРП)

Связь между содержанием ISO/IEC/IEEE 24748-4 ПУПРСИ и содержанием ПУПРП по ISO/IEC/IEEE 16326


Пять приведенных ниже таблиц обобщают требуемое содержание ПУПРП из раздела 5 ISO/IEC/IEEE 16326. Эти таблицы включают в себя описание большинства требуемых элементов ПУПРП по ISO/IEC/IEEE 16326: планы контекста проекта, материалы по планированию проекта, планы оценки и контроля проекта, план поставки продукта и планы поддержки проекта.

Хотя ISO/IEC/IEEE 16326 не является нормативной ссылкой для настоящего стандарта, и пользователи, которые отвечают требованиям настоящего стандарта, не должны соответствовать ISO/IEC/IEEE 16326, положение о требованиях к содержанию ПУПРСИ в разделе 9 предполагает, что ПУПРП разработан аналогично описанному в ISO/IEC/IEEE 16326. Большинство требований из раздела 9 указывает, что можно ссылаться на ПУПРП в части содержания, которое используется на протяжении всего проекта и предполагается, что разработка ПУПРСИ осуществляется на основе существующего материала управления проектами при управлении и выполнении технического действия проекта. Например, ПУПРП (или соответствующая документация), такая как план управления рисками, который направляется процессом управления рисками проекта, действиями, задачами, инструментальным средствами и т.д. для реакции на риски и управления возможностями, предположительно, содержит подобное описание подобно разделу 5 ISO/IEC/IEEE 16326. Тогда положения проекта по управлению рисками ПУПРСИ ссылаются на этот материал в качестве основы и описывают любые существенные изменения и расширение задач, специальных исследований или анализов и т.д., имеющих важное значение для программы технического риска проекта.

Если во время разработки ПУПРСИ, основополагающий материал, связанный с ПУПРП еще не существует, как минимум, необходимы основные описания для поддержания технической программы проекта, должны быть задокументированы в ПУПРСИ или в любой другой проектной документации, на которую затем могут ссылаться соответствующие положения по условиям ПУПРСИ. Таблица A.1 представляет планы контекста проекта.

Таблица A.1 - Планы контекста проекта

Элемент ПУПРП - ISO/IEC/IEEE 16326, содержание раздела 5


Примечание - Использование слова "должен (должна)" в нижеприведенной таблице указано в повелительном наклонении ISO/IEC/IEEE 16326, не ISO/IEC/IEEE 24748-4

Модель процесса - должна определить отношения между главными рабочими действиями и поддерживающими процессами проекта. Определение отношений осуществляется путем определения потоков информации и рабочих продуктов между действиями и функциями, графиков производства рабочих продуктов, планируемых анализов, основных выполняемых этапов, базовых линий, поставок проекта и необходимых согласований, которые реализуются в проекте. Кроме того, должны быть указаны технические стандарты, политики и процедуры, обеспечивающие разработку и/или модификацию рабочих продуктов. Модель процесса для проекта должна включать действия по инициированию и завершению проекта. Чтобы описать модель процесса, может использоваться комбинация графических и текстовых нотаций. Любое приспосабливание стандартной модели процесса организации для проекта должно быть указано в этом подразделе.

План модернизации процесса - должен предусмотреть планы периодической оценки проекта, определяя области для улучшения и реализуя планы по улучшению. План по улучшению процесса следует тесно увязать с планом решения проблем. Например, анализ первопричины возвращающихся проблем может привести к простым улучшениям процесса, которые могут значительно уменьшить переделки в оставшееся время проекта. Реализацию планов улучшения следует изучить для определения тех процессов, которые могут быть улучшены без серьезных переделок к продолжающемуся проекту и для определения тех процессов, которые наиболее рационально могут быть улучшены в соответствии с инициативами по улучшению процесса на организационном уровне.

Инфраструктурный план - должен определить план относительно установления и поддержания разработки окружающей среды (аппаратные средства, операционная система, сеть и программные средства), политики, процедур, стандартов и услуг, требуемых для осуществления проекта. Эти ресурсы могут включать автоматизированные рабочие места, локальные сети, программные инструментальные средства для анализа, проектирования, реализации, тестирования и управления проектом, рабочие места, офисное пространства и условия для физической безопасности, административный персонал и вспомогательные услуги.

Методы, инструментальные средства и методики - должны или сослаться на процесс управления моделью жизненного цикла, или определить методологии разработки, языки программирования и другие используемые нотации, инструментальные средства и методики для определения, проектирования, построения, тестирования, комплексирования, документирования, поставки, модификации и сопровождения рабочих продуктов проекта, как подлежащих, так и не подлежащих поставке.

План приемки продукции - должен определить план относительно приемки приобретающей стороной подлежащих поставке рабочих продуктов, произведенных в проекте. В этом плане должны быть определены объективные критерии определения приемлемости подлежащих поставке рабочих продуктов, а формальное соглашение о критериях приемки должно быть подписано представителями организаций разработчика и приобретающей стороны. Любые технические процессы, методы или инструментальные средства, требуемые для приемки продукции, должны быть определены в плане приемки продукции. В этом плане следует определить методы приемки, такие как тестирование, демонстрация, анализ и экспертиза.

Организация проекта - должна определить взаимодействия с организационными объектами (сущностями), внешними к проекту, описать внутреннюю организационную структуру проекта и определить роли и ответственности в проекте.


Таблица A.2 содержит большинство элементов плана ISO/IEC/IEEE 16326 в ПУПРП с учетом потребностей для открытия проекта и начала работы.

Таблица A.2 - Планы инициации проекта и начала работ

Элемент ПУПРП - ISO/IEC/IEEE 16326, содержание раздела 5


Примечание - Использование слова "должен (должна)" в нижеприведенной таблице указано в повелительном наклонении ISO/IEC/IEEE 16326, не ISO/IEC/IEEE 24748-4

Планы инициации проекта и начала работ ПУПРП определяют подробности для:

План оценки - должен определить стоимость и сроки для того, чтобы выполнить проект, а также методы, инструментальные средства и методики оценки проектной стоимости, сроков, ресурсных требований и соответствующих уровней доверия. Кроме того, должна быть определена базовая линия оценки. Этот подраздел должен также определить используемые методы, инструментальные средства, и методики для периодической оценки стоимости, сроков и ресурсов для завершения проекта. Повторные оценки могут выполняться ежемесячно или периодически по мере необходимости. Повторные оценки могут также потребоваться при пошаговом способе в основных точках этапов проекта, например, при анализах со стороны заказчика.

Штатный план - должен определить численный штат с требуемым уровнем навыка, проектными этапами (фазами), в которых необходимы соответствующий персонал и навыки, а также продолжительность потребности в кадрах. Этот подраздел должен также определить источники кадров, например, с помощью внутренней передачи, нового найма или контракта. Если наряду с проектной командой должен быть принят персонал от других компаний или от заказчика, этот подраздел должен также рассмотреть детали того, как будет выполняться такое оказание услуг.

Для изображения планов по кадрам могут использоваться диаграмма Ганта по ресурсам и гистограммы ресурсов, крупноформатные и иные таблицы с помощью представлений уровней навыков, проектных этапов (фаз) и распределений по проекту уровней навыков и проектных этапов (фаз).

План приобретения ресурсов - должен определить план относительно приобретения и высвобождения ресурсов для успешного завершения проекта. В план приобретения ресурсов следует включать описание процесса приобретения и высвобождения ресурсов, включая назначение ответственности за все аспекты приобретения ресурсов. В план следует включать (но не ограничиваться этим) планы по приобретению и высвобождению для оборудования, компьютерных аппаратных и программных средств, обучению, контрактам по обслуживанию, транспортировке, основным средствам, административным и вспомогательным услугам. В плане следует определить время на проектных графиках, когда будут востребованы различные действия по приобретению и высвобождению ресурсов. Должны быть определены ограничения на приобретение необходимых ресурсов (при наличии таковых). Этот подраздел может быть расширен дополнительными подразделами формы 5.1.3.x для приспособления планов приобретения относительно различных типов приобретаемых ресурсов.

План обучения персонала - должен определить обучение, необходимое для гарантий того, чтобы персонал обладал навыками в достаточном объеме для успешного осуществления проекта. График обучения должен включать типы востребованного обучения, количество персонала для обучения, входные и выходные критерии для обучения и методы обучения, например, лекции, советы по, наставничество, или компьютерное обучение. Как необходимое, в учебный план следует включать обучение и техническим, и организаторским навыкам. Если как часть проектной команды должны быть приняты специалисты из других компаний или от заказчика, этот подраздел должен определить предусмотренное обучение и для них.

Рабочие планы проекта определяют:

Рабочие действия - должны определить различные рабочие действия, которые будут выполняться в проекте. Следует использовать структурное разбиение работ для изображения рабочих действий и отношений между ними. Рабочие действия должны анализироваться к уровню, который выставляет все проектные факторы риска и обеспечивает корректные оценки требований ресурсов и продолжительности выполнения каждого рабочего действия. Чтобы задать для каждого рабочего действия критичные факторы, такие, как необходимые ресурсы, оцененная продолжительность, производимые рабочие продукты, критерии приемки для рабочих продуктов, рабочие действия предшественников и преемников, следует использовать рабочие программные пакеты. В структурном разбиении работы уровень разбиения для различных рабочих действий может быть различным в зависимости от факторов, таких как качество требований, знания о работе и новизна используемых технологий.

Распределение графиков - должно обеспечить отношения планирования между рабочими действиями способом, который изображает упорядочение во времени и иллюстрирует возможности ведения параллельных рабочих действий. Любые ограничения на планирование специфических рабочих действий, вызванные факторами, внешними к проекту, должны быть обозначены в графике выполнения рабочих действий. В график следует включать достаточно частые контрольные точки, в которых могут быть оценены достижения по объективным показателям, область применения и качество произведенных к этому времени рабочих продуктов. Методики для отображения распределения графиков по проекту могут включать диаграммы с контрольными точками, перечни действий, диаграммы Ганта, сетевые графики, критические сетевые пути, метод PERT.

Распределение ресурсов - должно обеспечить детальное перечисление по разделам ресурсов, распределенных по каждой основной работе и действиям в структурном разбиении работ по проекту. Для каждого рабочего действия ресурсы должны включать в себя количество и требуемые уровни навыков персонала. При распределении ресурсов должны учитываться персонал с уровнем навыков и соответствующие факторы, такие как вычислительные ресурсы, программные инструментальные средства, специальные услуги тестирования и моделирования и административная поддержка. Для каждого типа ресурсов и для каждого рабочего действия следует обеспечить отдельную линию.

Обобщение требований ресурсов для различных рабочих действий следует собрать из рабочих материалов по структурному разбиению работ и представить в табличной форме.

Распределение бюджета - должно обеспечить детальное распределение необходимых бюджетных средств для каждого из основных рабочих действий в структурном разбиении работ проекта. Бюджет должен включать предполагаемую стоимость для действий персонала и может включать, соответственно, затраты по таким статьям, как командировки, встречи, компьютерные ресурсы, программные инструментальные средства, специальные услуги тестирования и моделирования, административная поддержка. Отдельная линия должна быть предоставлена для каждого типа ресурса в каждом бюджете рабочего действия. Бюджет рабочего действия может быть разработан с использованием крупноформатной таблицы и представлен в табличной форме.

Снабжение - должно перечислить товары и услуги, которые будут закуплены для проекта, и как они будут получены. Это должно определить типы планируемых контрактов, кто будет осуществлять снабжение, источники типовых документов по снабжению, сроки получения товаров и проведения обслуживания, а также время для осуществления процесса снабжения.


Таблица A.3 содержит планы оценки и контроля проекта, т.е. элементы плана ISO/IEC/IEEE 16326 в ПУПРП с учетом потребностей для оценки и контроля требований к продукту, области применения проекта, графика, бюджета и ресурсов, и т.д.

Таблица A.3 - Оценка и контроль проекта

Элемент ПУПРП - ISO/IEC/IEEE 16326, содержание раздела 5


Примечание - Использование слова "должен (должна)" в нижеприведенной таблице указано в повелительном наклонении ISO/IEC/IEEE 16326, не ISO/IEC/IEEE 24748-4

План управления требованиями - должен определить механизмы управления для оценки, отчетности и управления изменениями конкретных требований к продукции. Этот подраздел должен также определить механизмы, которые будут использоваться в оценках воздействия изменяемых требований на области применения и качество продукции, на проектные графики, бюджет, ресурсы, риски и функционирование всюду по жизненному циклу проекта. Методы, которые могут использоваться для управления требованиями, включают прослеживаемость, прототипирование и моделирование, исследования устойчивости и анализы.

План контроля изменений в области применения - должен описать, как выявить действия, не относящиеся к области применения проекта, и определить конкретные выбираемые действия, если они востребованы. Глава 8, подразделы 3.5, В.1 технического отчета ИСО/МЭК 19759 содержат детали относительно определения области применения проекта.

План контроля графиков - должен определить механизмы управления для оценки продвижения работы в контрольных точках с оптимистической и пессимистической точек зрения, сравнения фактического продвижения с запланированным продвижением и с реализацией корректирующих действий, когда фактическое продвижение не соответствует запланированному продвижению. Руководителю проекта следует использовать разработанные методы оценки для этих показателей. План контроля соблюдения графиков должен определить используемые методы и инструментальные средства для измерения, оценок и управления продвижением по проектным графикам. Следует оценивать достижения проекта в контрольных точках графиков, используя объективные критерии для оценки области применения и качества рабочих продуктов, завершенных к каждой контрольной точке.

План контроля бюджета - должен определить механизмы управления для оценки стоимости завершенной работы, чтобы сравнить запланированную стоимость с реальной стоимостью и реализовать корректирующее действие, если реальная стоимость не соответствует планируемой. План управления бюджетом должен определить интервалы, через которые делается отчет по стоимости, методы и инструментальные средства, используемые для управления бюджетом. Для оценки области применения и качества рабочих продуктов, завершенных к каждой контрольной точке, в бюджетный план следует включать достаточно частые контрольные точки для оценки достижений с использованием объективных показателей. Для плановой отчетности по бюджету и срокам, по продвижению и стоимости завершенной работы следует использовать методику, например, такую, как методика освоенного объема.

План гарантии качества - должен определить механизмы для измерений, оценки и управления качеством рабочих процессов и получающихся рабочих продуктов. План гарантии качества должен включать положения по оценке и контролю исполнителей проекта. Механизмы управления качеством могут включать гарантии качества рабочих процессов, верификацию и валидацию, совместные анализы, аудиты и оценку процессов.

Планы управления субподрядчиком - должны содержать планы относительно отбора и управления любыми субподрядчиками, которые могут сотрудничать по рабочим продуктам проекта. Должны быть определены критерии выбора субподрядчиков. Используя приспособленную версию настоящего стандарта, должен быть разработан план управления относительно каждого субконтракта. В приспособленные планы следует включать разделы, необходимые для гарантий успешного завершения каждого субконтракта. В частности, в каждый план субподрядчика должны быть включены управление требованиями, контроль технического продвижения, управление графиками выполнения и бюджетом, критерии приемки продукции, гарантии качества, процессы измерений и управления рисками. Для необходимых гарантий успешного завершения субконтракта следует добавлять дополнительные темы. Должны иметь место ссылки на официальный субконтракт и главные разделы контракта подрядчика/субподрядчика.

План закрытия проекта - должен содержать планы, необходимые для обеспечения аккуратного закрытия проекта. В разделы плана закрытия следует включать план о переназначении штатов, план относительно архивирования материалов проекта, план относительно персонала проекта и подготовку заключительного отчета по анализу достижения проектных целей и по извлеченным урокам.


Таблица A.4 содержит план осуществления проекта, т.е. элементы плана ISO/IEC/IEEE 16326 в ПУПРП с учетом потребностей для планов поставки продукции (продуктов) проекта.

Таблица A.4 - План поставки продукции

Элемент ПУПРП - ISO/IEC/IEEE 16326, содержание раздела 5


Примечание - Использование слова "должен (должна)" в нижеприведенной таблице указано в повелительном наклонении ISO/IEC/IEEE 16326, не ISO/IEC/IEEE 24748-4

План поставки продукции - должен содержать планы относительно поставки продукции проекта, должен определить подход к поставке продукции, необходимые потоки информации (как внутри проекта, так и ко всем внешним организациям для поддержи поставки продукции), упаковку, планы физической доставки и всю связанную с заказчиком документацию, например, такую, как руководства по эксплуатации, сопровождению и учебные материалы.


Таблица A.5 содержит планы поддержки проекта, т.е. элементы плана ISO/IEC/IEEE 16326 в ПУПРП с учетом потребностей для поддерживающих процессов, охватывающих продолжительность проекта.

Таблица A.5 - Планы поддержки проекта