5.1 Общие положения
5.1.1 В процессе заправки следует уменьшать длительность операции и сокращать потери жидкости, а также обеспечивать условия безопасности при выполнении операции.
5.1.2 Скорость заправки бака определяют расходом жидкости, зависящим от давления в криогенном резервуаре СПГ, и потерями на трение в подающих и дренажных коммуникациях.
5.1.3 Упрощенный расчет длительности заправки и потерь жидкости при заправке приведен в приложении Г. Существенное отклонение реальной длительности процесса заправки от расчетного значения свидетельствует о появлении паровой фазы в заправочной коммуникации, о засорении заправочной коммуникации или о повышенном сопротивлении дренажной коммуникации.
5.2 Порядок проведения заправки криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом
5.2.1 Во время заправки давление в криогенном резервуаре СПГ поддерживают на уровне рабочего значения, но не выше, чем рабочее давление криогенной бортовой топливной системы (далее - КБТС).
5.2.2 Прекращение процесса заправки проводят одним из способов:
- при срабатывании ограничителя уровня бака КБТС;
- по электрическому сигналу от уровнемера бака на автоматическое прекращение заправки;
- по звуковому или световому сигналу от уровнемера на прекращение заправки оператором.
5.2.3 По окончании заправки следует закрыть вентиль подачи жидкости из криогенного резервуара СПГ, снизить давление в баке до атмосферного, отсоединить заправочное устройство, закрыть заправочную горловину заглушкой.
5.3 Требования безопасности при проведении заправки криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом
5.3.1 Заправку КБТС СПГ на криогенной заправочной станции проводят в автоматическом режиме в соответствии с технологическим регламентом станции, а заправку вне криогенной заправочной станции - по соответствующей технологии заправки, которая должна быть разработана эксплуатирующей службой, исходя из технической документации на заправщик и на КБТС.
Рекомендуются следующие значения параметров:
- наибольшее количество СПГ, заправляемого в бак КБТС, - не более 90% от внутреннего объема с автоматической остановкой заправки при заполнении;
- наименьшее допустимое давление в баке - не менее 0,3 МПа;
- наибольшее допустимое давление в баке - не менее 1,6 МПа;
- время бездренажного хранения - не менее 72 ч;
- потери от испарения (на жидком азоте) - не более 0,18 кг/ч.
5.3.2 При проведении заправки КБТС СПГ двигатель машины не должен работать.
5.3.3 Перед заправкой должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное движение машины.
5.3.4 При заправке из криогенного резервуара СПГ вне криогенной заправочной станции необходимо обеспечить заземление криогенного резервуара СПГ.
5.3.5 Подсоединение и отсоединение заправочного устройства к заправочной горловине проводят при атмосферном давлении в криогенном топливном баке (далее - КТБ).
5.3.6 В процессе заправки давление в криогенногом резервуаре СПГ в соответствии с 5.2.1 не должно превышать значение рабочего давления в КБТС.
5.3.7 Движение машины по окончании заправки необходимо начинать только после отсоединения заправочного устройства и установки заглушки на горловину.