Статус документа
Статус документа

ГОСТ 34495-2018

Группа Д22



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТРАКТОРЫ И МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ, РАБОТАЮЩИЕ НА ГАЗОМОТОРНОМ ТОПЛИВЕ

Требования безопасности при эксплуатации тракторов и машин сельскохозяйственных, работающих на сжиженном природном газе

Tractors and agricultural machines using natural gas as a motor fuel. Safety requirements for the operation of tractors and agricultural machines using liquefied natural gas



МКС 65.060

Дата введения 2020-07-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциация "Росспецмаш")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2018 г. N 54)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2019 г. N 982-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34495-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2020 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности при эксплуатации тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин (далее - машины), оснащенных газобаллонным оборудованием (далее - ГБО) и использующих в качестве моторного топлива сжиженный природный газ (далее - СПГ).

Примечание - Теплофизические свойства СПГ можно определить как для жидкого метана (см. приложение А).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8505-80 Нефрас-С 50/170. Технические условия

ГОСТ 9968-86 Метилен хлористый технический. Технические условия

ГОСТ 34501-2018 Тракторы и машины сельскохозяйственные, работающие на газомоторном топливе. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34501.

     4 Хранение и регазификация СПГ в системе ГБО машин

4.1 При хранении и регазификации СПГ в системе ГБО машин необходимо обеспечить:

- устойчивую подачу газа в двигатель в необходимом количестве и при заданной температуре;

- безопасность при хранении и регазификации СПГ.

4.2 Особенности хранения СПГ в системе ГБО машин

4.2.1 Хранение СПГ в системе ГБО машин может проводиться при открытом или закрытом дренажном вентиле.

4.2.2 Потери СПГ при хранении с открытым дренажным вентилем определяются величиной внешнего теплопритока (см. приложение Б), значение которого приводится в эксплуатационной документации на ГБО.

4.2.3 Расчет длительности бездренажного хранения СПГ при различной степени заполнения баллона приведен в приложении В.

4.3 Требования безопасности при устранении засорения газопроводов и агрегатов ГБО твердыми отложениями

Наиболее вероятными местами для кристаллизации являются криогенная арматура, через которую проходит СПГ, необогреваемые участки испарителя-газификатора. Перед началом отогрева следует убедиться в отсутствии взрывоопасной концентрации метана около системы ГБО, используя газоанализаторы или аналогичные устройства. Для отогрева можно использовать горячую воду.

Не разрешается использовать для отогрева устройства с открытым пламенем.

4.4 Требования безопасности при хранении и регазификации СПГ в системе ГБО машин

4.4.1 Хранение машин на открытой площадке с централизованным сбросом газа проводится с открытым дренажным вентилем. В этом случае дренажный газопровод должен быть присоединен к устройству централизованного сброса газа. Допускается хранение машин на открытой площадке с открытым дренажным вентилем.

4.4.2 Если в конструкции ГБО отсутствует система поддержания наименьшего допускаемого давления, то при хранении с открытым дренажным вентилем следует контролировать изменение атмосферного давления, чтобы при необходимости путем закрытия дренажного вентиля исключить подсос атмосферного воздуха в ГБО.

4.4.3 Проверку герметичности предохранительного клапана проводят сигнализатором или обмыливанием выходного отверстия дренажного трубопровода. При протечках предохранительного клапана эксплуатация машин не допускается.

     5 Заправка криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом

5.1 Общие положения

5.1.1 В процессе заправки следует уменьшать длительность операции и сокращать потери жидкости, а также обеспечивать условия безопасности при выполнении операции.

5.1.2 Скорость заправки бака определяют расходом жидкости, зависящим от давления в криогенном резервуаре СПГ, и потерями на трение в подающих и дренажных коммуникациях.

5.1.3 Упрощенный расчет длительности заправки и потерь жидкости при заправке приведен в приложении Г. Существенное отклонение реальной длительности процесса заправки от расчетного значения свидетельствует о появлении паровой фазы в заправочной коммуникации, о засорении заправочной коммуникации или о повышенном сопротивлении дренажной коммуникации.

5.2 Порядок проведения заправки криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом

5.2.1 Во время заправки давление в криогенном резервуаре СПГ поддерживают на уровне рабочего значения, но не выше, чем рабочее давление криогенной бортовой топливной системы (далее - КБТС).

5.2.2 Прекращение процесса заправки проводят одним из способов:

- при срабатывании ограничителя уровня бака КБТС;

- по электрическому сигналу от уровнемера бака на автоматическое прекращение заправки;

- по звуковому или световому сигналу от уровнемера на прекращение заправки оператором.

5.2.3 По окончании заправки следует закрыть вентиль подачи жидкости из криогенного резервуара СПГ, снизить давление в баке до атмосферного, отсоединить заправочное устройство, закрыть заправочную горловину заглушкой.

5.3 Требования безопасности при проведении заправки криогенной бортовой топливной системы сжиженным природным газом

5.3.1 Заправку КБТС СПГ на криогенной заправочной станции проводят в автоматическом режиме в соответствии с технологическим регламентом станции, а заправку вне криогенной заправочной станции - по соответствующей технологии заправки, которая должна быть разработана эксплуатирующей службой, исходя из технической документации на заправщик и на КБТС.

Рекомендуются следующие значения параметров:

- наибольшее количество СПГ, заправляемого в бак КБТС, - не более 90% от внутреннего объема с автоматической остановкой заправки при заполнении;

- наименьшее допустимое давление в баке - не менее 0,3 МПа;

- наибольшее допустимое давление в баке - не менее 1,6 МПа;

- время бездренажного хранения - не менее 72 ч;

- потери от испарения (на жидком азоте) - не более 0,18 кг/ч.

5.3.2 При проведении заправки КБТС СПГ двигатель машины не должен работать.

5.3.3 Перед заправкой должны быть приняты меры, исключающие самопроизвольное движение машины.

5.3.4 При заправке из криогенного резервуара СПГ вне криогенной заправочной станции необходимо обеспечить заземление криогенного резервуара СПГ.

5.3.5 Подсоединение и отсоединение заправочного устройства к заправочной горловине проводят при атмосферном давлении в криогенном топливном баке (далее - КТБ).

5.3.6 В процессе заправки давление в криогенногом резервуаре СПГ в соответствии с 5.2.1 не должно превышать значение рабочего давления в КБТС.

5.3.7 Движение машины по окончании заправки необходимо начинать только после отсоединения заправочного устройства и установки заглушки на горловину.

     6 Опорожнение и отогрев криогенного топливного бака

6.1 Штатное опорожнение криогенного топливного бака

6.1.1 Штатное опорожнение КТБ проводят перед заездом машины в помещение до проведения регламентных работ и ремонта КБТС. Штатное опорожнение с последующим отогревом КТБ также проводят для удаления накопившихся в нем примесей, восстановления вакуума в изоляционном пространстве, ремонта и технического освидетельствования КБТС.

6.1.2 Допускается вырабатывать остаток СПГ при работе двигателя машины на холостом ходу.

6.1.3 Опорожнение заканчивают при полном удалении СПГ из бака. Контроль над полным опорожнением проводят через трубопровод нижнего слива или по уровнемеру (если трубопровод нижнего слива отсутствует). Определение длительности процесса и расхода газа на отогрев КТБ проводят в соответствии с приложением Д.

6.2 Аварийное опорожнение криогенного топливного бака

6.2.1 Аварийное опорожнение бака КБТС проводят при нарушении герметичности тепловой изоляции (неуправляемое повышение давления в баке) или при разгерметизации системы (утечки СПГ, наблюдаемые визуально), при засорении арматуры и испарителей твердыми отложениями.

6.2.2 Для проведения аварийного опорожнения КБТС необходимо остановить машину, вызвать резервную цистерну и перелить в нее СПГ. Если цистерну вызвать невозможно, то в ближайшем месте, удаленном от жилых и промышленных зданий, с подветренной или перпендикулярной ветру стороны от КБТС необходимо слить СПГ на грунт с последующим испарением в атмосферу. После полного испарения жидкости необходимо закрыть запорную арматуру КБТС и транспортировать машину на буксире.

6.2.3 При аварийном опорожнении на грунт следует за счет регулирования скорости опорожнения поддерживать площадь пятна СПГ на грунте не более 1,5 м (рекомендуется не более 1,0 м). Скорость опорожнения регулируют вентилем слива или давлением в КТБ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».