Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31272.1-2018



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Обучение крановщиков (операторов)

Часть 1

Общие положения

Cranes. Training of drivers (operators). Part 1. General



МКС 53.020.20

Дата введения 2020-06-01



Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "РАТТЕ" (АО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 ноября 2018 г. N 54)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 октября 2019 г. N 966-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31272.1-2018 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2020 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 9926-1:1990* "Краны грузоподъемные. Обучение крановщиков. Часть 1. Общие положения" ("Cranes - Training of drivers - Part 1: General", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

Введение


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к профессиональной подготовке крановщиков (машинистов, операторов кранов) и критерии отбора кандидатов на обучение. Он также описывает общую программу обучения, в рамках которой следует проводить специальные курсы профессиональной подготовки для каждого типа кранов (например, башенных, самоходных и других). Положения настоящего стандарта могут быть использованы при разработке программ обучения в образовательных учреждениях.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие требования к отбору кандидатов на обучение профессии крановщика (оператора крана, машиниста) всех видов грузоподъемных кранов по ГОСТ 33709.1, а также содержит основные положения, касающиеся их профессиональной подготовки.

Стандарт не устанавливает процедур для оценки способностей или квалификации обучающихся лиц, а также не заменяет действующие образовательные и профессиональные стандарты государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы, связанные с общепрофессиональной подготовкой, предусмотренной соответствующими общеобразовательными стандартами.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 33709.1 Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения

ГОСТ 34466 Краны грузоподъемные. Требования к компетентности крановщиков (операторов), стропальщиков и сигнальщиков

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33709.1.

     4 Общие положения


При управлении кранами особое внимание должно уделяться обеспечению безопасности людей и материальных ценностей, находящихся в зоне их работы.

Краны являются дорогостоящим оборудованием, занимающим одно из ключевых мест в производственном процессе, поэтому в отношении будущих крановщиков необходимо проводить процедуру тщательного отбора, а их обучение должно проводиться под руководством специалистов высокой квалификации.

     5 Критерии отбора кандидатов на обучение

5.1 Кандидаты должны быть не моложе 18 лет, иметь общее или специальное среднее образование, не иметь противопоказаний для данной профессии и пройти медицинское освидетельствование в порядке, установленном законодательствами государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

5.2 При отборе должны учитываться следующие характеристики:

а) физические:

- зрение и слух,

- отсутствие головокружения и нарушений координации движений при работе на высоте или при вращении,

- отсутствие болезней или противопоказаний медицинского характера,

- отсутствие наркотической зависимости и пристрастия к алкоголю;

б) психологические:

- поведение в стрессовых ситуациях,

- психоэмоциональная уравновешенность,

- чувство ответственности.

5.3 Для определения способностей кандидатов к обучению (сообразительность, здравомыслие, самоконтроль, хладнокровие, аккуратность, координация движений и реакция) может проводиться тестирование.

5.4 Кандидаты на обучение должны понимать язык, на котором написаны эксплуатационные документы и информационные таблички грузоподъемных кранов.

5.5 В случае если предполагается совмещение обязанностей крановщика и водителя (например, для перемещения стрелового самоходного крана по дорогам общего пользования), кандидат на обучение должен знать правила дорожного движения и иметь удостоверение водителя транспортного средства соответствующей категории в соответствии с требованиями законодательств государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

5.6 Для будущих крановщиков, управляющих кранами с электрическим приводом, обязательно наличие допуска не ниже III группы по электробезопасности (напряжение до 1000 В).

     6 Цель обучения

6.1 Цель обучения - обеспечить получение установленных профессиональными стандартами знаний, умений и навыков, а именно:

а) получение технических знаний, касающихся устройства грузоподъемных кранов, их характеристик и нагрузочных диаграмм, механизмов и устройств безопасности в достаточном объеме для того, чтобы крановщик мог:

- управлять грузоподъемными кранами конкретного типа,

- оптимальным образом использовать их характеристики,

- обнаруживать неисправности,

- выполнять ежедневный осмотр и обслуживание,

- уметь пользоваться технической документацией;

б) получение знаний о правилах эксплуатации кранов и условиях их эксплуатации, а также умение применять эти знания в любое время;

в) получение знаний о сигналах, подаваемых руками или с помощью устройств радиосвязи, а также знаний о дополнительном оборудовании и методах работы, связанных с подъемом грузов, в достаточном объеме для того, чтобы крановщик мог:

- эффективно выполнять рабочие операции без риска для себя и окружающих груза и крана,

- работать, выполняя операции как в обычных условиях, так и в условиях аварийного режима;

г) приобретение навыков по управлению кранами, включая:

- комбинационную моторику и точность движений,

- определение нагрузок и расстояний,

- оптимальное использование органов управления и контроля в кабине крановщика или на пульте дистанционного управления;

д) получение знаний о действующем законодательстве и нормативных правовых актах, касающихся использования грузоподъемных кранов и выполнения грузоподъемных операций.

     7 Процесс обучения

7.1 Процесс (процедура) обучения состоит из следующих этапов:

- подачи заявления в центр обучения, отбора кандидатов:

- теоретического курса;

- практических занятий;

- оценки знаний и навыков в комиссии центра обучения.

7.2 Продолжительность и содержание программы обучения должны быть достаточными для достижения поставленных целей и соответствовать требованиям профессиональных стандартов.

7.3 Обучение должно быть ориентировано главным образом на практические аспекты управления краном, а теоретические знания необходимо проверять на практических занятиях.

7.4 Центры обучения крановщиков должны располагать необходимой материально-технической базой для максимального достижения целей обучения, включая учебные классы, компьютерное обеспечение, учебные материалы и пособия, тренажеры-симуляторы, иметь в своем распоряжении необходимое количество кранов, на которых отрабатываются навыки управления, а также отвечать требованиям к образовательным учреждениям в соответствии с законодательствами государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта.

7.5 При проведении практических занятий на стадии освоения учениками крановой техники и приобретения ими базовых навыков управления краном за каждым обучающимся должен быть закреплен отдельный преподаватель (инструктор). На последующих стадиях практические занятия желательно проводить не более чем с двумя обучающимися одновременно.

7.6 Необходимо, чтобы обучение подкреплялось промежуточными тестами по теории и практике, направленными на то, чтобы проверить достижение поставленных целей.

     8 Содержание обучения


Содержание программы обучения играет ключевую роль в достижении поставленных целей. Программа должна быть разработана на основе требований настоящего стандарта и соответствующих образовательных и профессиональных стандартов, утвержденных в соответствии с законодательствами государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта. Программа обучения должна быть ориентирована на конкретный тип (модель, марку) крана, руководство по его эксплуатации и (по возможности) согласована с изготовителем крана.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»