3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56020, ГОСТ Р ИСО 9000, ГОСТ Р ИСО 19011, ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 56404, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 авиационная техника; AT: Воздушное судно, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них агрегаты/компоненты, детали (включая программное обеспечение), а также используемые при их создании авиационные материалы.
3.1.2 аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения объективных свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечания
1 Основные элементы аудита включают определение соответствия объекта согласно процедуре, выполняемое персоналом, не ответственным за проверяемый объект.
2 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным.
3 Внутренние аудиты, иногда называемые аудиты, проводимые первой стороной, проводятся обычно самой организацией или от ее имени для анализа со стороны руководства и других внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии. Независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту.
4 Внешние аудиты включают в себя аудиты, обычно называемые аудитами, проводимыми второй стороной или третьей стороной. Аудиты, проводимые второй стороной, выполняются сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями, или другими лицами от их имени. Аудиты, проводимые третьей стороной, выполняются внешними независимыми аудитирующими организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям или являются государственными органами.
3.1.3 высшее руководство: Лицо или группа людей, осуществляющие руководство и управление организацией на высшем уровне
Примечания
1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.
2 Если область применения системы менеджмента охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.
3.1.4 компетентность: Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
Примечание - Продемонстрированная компетентность иногда рассматривается как квалификация.
3.1.5 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия и предупреждения его повторного возникновения.
Примечания
1 Несоответствие может иметь несколько причин.
2 Корректирующее действие предпринимают для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие - для предотвращения его возникновения.
3 Следует различать термины "коррекция" и "корректирующее действие".
3.1.6 коррекция: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия.
3.1.7 несоответствие: Невыполнение требования.
3.1.8 организация: Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей.
Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, ассоциация, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, являющиеся юридическим лицом или нет, государственные или частные.
3.1.9 постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности.
Примечания - Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита и заключения по результатам аудита, анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим действиям.
3.1.10 поток создания ценности: Все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы - от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю.
Примечание - Данные действия включают в себя обработку информации, полученной от клиента, а также операции по преобразованию продукта по мере его продвижения к потребителю.
3.1.11 процесс: Совокупность взаимосвязанных и/или взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.