Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58591-2019 Интеллектуальная собственность. Бухгалтерский учет и нематериальные активы

Введение


Во всех сферах мировой экономики значительно возрастает значимость нематериальных активов (НМА) и объектов интеллектуальной собственности (ОИС), что обусловлено следующими факторами:

- продукция, созданная с использованием ОИС вовлекается в экономический и хозяйственно-правовой оборот и обеспечивает все более высокий технологический уровень производства, высокое качество и конкурентоспособность товаров и услуг. Данная задача очень актуальна в связи с необходимостью повышения инновационности отечественного производства, импортозамещения и повышения обороноспособности страны;

- увеличивается объем инвестиций в НИОКР и растет рыночная стоимость НМА в абсолютном значении, а также доля таких активов в общей стоимости имущества собственников. По оценкам экспертов они сопоставимы с вложениями в материальные активы или значительно превосходят их;

- в условиях цифровой экономики постоянно расширяется рынок научно-технической и интеллектуальной продукции, значительно растут как доходы, так и убытки собственников НМА от нарушения их прав.

Все это приводит к расширению спроса на права на объекты интеллектуальной собственности, которые являются основным источником для формирования и оборота НМА. Отражение прав на ОИС в балансе в качестве объектов бухгалтерского учета дает возможность оптимизировать производственные процессы, улучшать технологии и создавать хозяйствующему субъекту устойчивую репутацию на рынке.

В то же время институт нематериальных активов в России используется крайне слабо и неэффективно. В частности:

1) не решены вопросы вовлечения в экономический оборот прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности (РИД), полученных в ходе бюджетных НИОКР, связанных с распределением и предоставлением прав на использование созданных РИД, при этом стоимость таких нематериальных активов, в основе которых права Российской Федерации на РИД, в составе активов госзаказчиков, не соответствует уровню затрат на их создание от 100 до 1000 раз;

2) практика бухгалтерского учета НМА свидетельствует о том, что зачастую объектами такого учета выступают РИД либо неимущественные права на них, тогда как объектом такого учета могут быть только исключительные права на ОИС либо отдельные правомочия в их составе;

3) различия подходов методических документов, определяющих для предприятий/организаций и государственных органов правила формирования стоимости и учета НМА, не всегда позволяют поставить на учет права на РИД, которые принадлежат исполнителю, так как все расходы на выполнение работ списываются как бюджетные сразу после завершения НИОКР.

В условиях правовых коллизий роль стандартизации как регулятора "мягкой силы" возрастает. Стандарты в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" относятся к документам, регулирующим правила бухгалтерского учета.

Настоящий стандарт призван определить единый порядок бухгалтерского учета в сфере интеллектуальной собственности и НМА для организаций всех форм собственности, что позволит должным образом решать комплекс вопросов по бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, достичь оптимального уровня финансирования разработок (с учетом финансирования из собственных средств) с целью повышения уровня коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности организаций и их инновационной продукции.

Национальный стандарт разработан в рамках исполнения госконтракта от 27 августа 2018 г. N 130-99 в соответствии с Программой национальной стандартизации на 2018-2019 гг. при софинансировании научно-исследовательской работы со стороны РНИИИС.