Рефлекторное воздействие на человека индивидуального вещества, обладающего запахом, учитывается при установлении предельно допустимой концентрации (ПДК) данного вещества. В большинстве случаев запах формируется не отдельным веществом, а сложной смесью веществ, из состава которой часто невозможно выделить конкретные обладающие запахом соединения, большинство из которых не идентифицированы и не имеют ПДК. Кроме того, даже те пахучие соединения в смеси, для которых установлен норматив ПДК, часто присутствуют в атмосферном воздухе в таких незначительных количествах, что при контроле качества атмосферного воздуха превышение ПДК несмотря на наличие отчетливого запаха, как правило, не наблюдается.
Когда запах формируется не индивидуальным веществом, а смесью пахучих веществ неизвестного состава, осуществляют контроль не за выбросами отдельных пахучих веществ, а контролируют запах в целом. Мероприятия по контролю запаха включают самую разнообразную деятельность, в том числе опросы населения, анализ поступающих от населения жалоб, инспекторские проверки и т.д. Однако полную количественную оценку запаха в воздухе или выбросах предприятия могут дать только ольфактометрические исследования запаха, а также последующее моделирование распространения выбросов запаха в атмосфере.
При установлении гигиенических нормативов для индивидуальных веществ, обладающих сильным запахом, учитывают не только их непосредственное влияние на здоровье, но и раздражающее воздействие запаха на психическое состояние человека. Однако ощущение запаха чаще всего создается не одним конкретным веществом, а смесью пахучих веществ переменчивого состава. Выделение из такого рода смеси индивидуальных веществ и их нормирование в большинстве случаев является необычайно трудоемким и нецелесообразным.
Гигиенические нормативы индивидуальных пахучих веществ, а также некоторых смесей пахучих веществ (например, ПДК для летучих компонентов ароматизаторов, применяемых в производстве жевательной резинки, и ПДК для летучих компонентов смеси душистых веществ и эфирных масел, содержащихся в выбросах предприятий парфюмерно-косметической промышленности) установлены с учетом их рефлекторного воздействия на человека и выражены в миллиграммах на кубический метр.
В настоящее время в России в целом отсутствует система нормирования запаха в атмосферном воздухе. При наличии источников, выбрасывающих пахучие вещества, постоянные жалобы населения на неприятный запах вынуждают местные органы власти предпринимать всевозможные меры и, в частности, проводить исследования выбросов предприятий. В то же время подобные исследования при отсутствии нормативной базы в отношении запаха имеют ограниченную область применения и не позволяют природоохранным органам воздействовать на предприятия и требовать проведения мероприятий по снижению выбросов пахучих веществ.
В настоящем стандарте предлагаются некоторые подходы к развитию нормирования запаха, учитывающие как отечественные методы гигиенического нормирования, так и зарубежную практику.
При разработке системы нормирования запаха применяют тот же подход, который используют для нормирования пахучих веществ. При этом необходимо отметить, что ПДК пахучего вещества выражена в миллиграммах на кубический метр, тогда как норматив запаха будет иметь размерность ЕЗ/м, где ЕЗ (единица запаха) в кубическом метре воздуха представляет собой концентрацию запаха, которую ощущает половина экспертов, принимающих участие в исследовании.
Апробирование на конкретных примерах вышеописанного способа установления ПДК пахучих веществ для определения норматива запаха в атмосферном воздухе (ЕЗ/м) показало, что использование величины , соответствующей 16% обнаружения запаха, приводит к очень низким нормативным значениям концентрации запаха в атмосферном воздухе (менее 1 ЕЗ/м). Такие низкие нормативы запаха не применяются в других странах, так как являются труднодостижимыми и практически не поддаются контролю. Поэтому для определения норматива запаха целесообразно использовать не 16%, а большее значение, выбор которого будет также зависеть от интенсивности и гедонического тона запаха, а также места расположения и параметров источника выброса запаха.
Аналогично следует устанавливать местные, локальные нормативы запаха, действующие на относительно небольшой территории вблизи предприятия, выбросы пахучих веществ которого негативно воздействуют на население. При установлении нормативного значения помимо учета таких факторов, как плотность населения и значимость предприятия для данного региона, также целесообразно проводить анализ жалоб населения на неприятный запах с учетом метеорологических факторов и результатов рассеивания выбросов. Сопоставляя результаты расчета и места проживания населения, из которых поступает основной поток жалоб, можно определить зону воздействия выбросов запаха на людей и скорректировать рассчитанный норматив запаха таким образом, чтобы уменьшить количество жалоб от населения, проживающего за пределами изолинии нормативной концентрации.