Профессиональные справочные системы для специалистов
медицинской и фармацевтической промышленности

ГОСТ Р 58577-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ПРОЕКТИРУЕМЫМИ И ДЕЙСТВУЮЩИМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИХ НОРМАТИВОВ

Regulation for establishment of permissible limits of pollutant emissions by economic entities being projected and in operation and methods of determination of the limits


ОКС 01.040.13

Дата введения 2020-01-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (АО "НИИ Атмосфера")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 "Качество воздуха"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2019 г. N 888-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.

Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.

Основой для проведения работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух являются результаты инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) (в отношении действующих хозяйствующих субъектов) и данные проектной документации [в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов].

При определении нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) применяют методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, а также методы сводных расчетов допустимого негативного воздействия на атмосферный воздух (далее - метод сводных расчетов).

Настоящий стандарт позволит повысить эффективность воздухоохранной деятельности на предприятиях, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также будет способствовать установлению обязательных для применения и исполнения требований к методам нормирования выбросов в атмосферный воздух.

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт определяет правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов.

1.2 Настоящий стандарт предназначен для обеспечения единого подхода и унификации работ по организации и проведению разработки нормативов допустимых выбросов ЗВ стационарными источниками проектируемых и действующих хозяйствующих субъектов любого производственного профиля.

1.3 Настоящий стандарт предназначен:

- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с источниками выбросов в атмосферный воздух ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха;

- государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, а также проектных, научных или иных организаций, предоставляющих услуги в области охраны атмосферного воздуха.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1

предельно допустимый выброс: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

[[1], статья 1]

2.2

временно разрешенный выброс: Показатель объема или массы вредного (загрязняющего) вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса.

[[1], статья 1]

2.3

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

[[1], статья 1]

2.4

технологический норматив выбросов: Норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса.

[[1], статья 1]

2.5

экологический норматив качества атмосферного воздуха: Критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

[[1], статья 1]

2.6 сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий, автотранспортных потоков, движущихся по городским улицам и дорогам, и иных источников города (региона): Расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ согласно данным, в которых используется информация о параметрах выбросов источников загрязнения атмосферы, расположенных на территории города (региона).

2.7 квота концентрации загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием) для конкретного источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в определенной точке местности: Ограничение на значения приземных концентраций загрязняющего вещества (группы загрязняющих веществ с комбинированным вредным действием), которые могут создаваться выбросами источника загрязнения атмосферы (и их совокупности) в рассматриваемой точке местности, обеспечивающее выполнение требований, предъявляемых к качеству атмосферного воздуха с учетом фонового загрязнения атмосферы.

2.8 головная организация: Организация, определенная в установленном порядке для формирования и поддержания компьтерного банка данных о выбросах, проведения сводных расчетов, их анализа и применения полученных результатов.

     3 Сокращения


В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ВРВ - временно разрешенный выброс;

ГО - головная организация;

ЗВ - загрязняющее вещество;

ИЗАВ - источник загрязнения атмосферы;

ИТС НДТ - информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям;

КЭР - комплексное экологическое разрешение;

ОБУВ - ориентировочно-безопасный уровень воздействия;

ПДВ - предельно допустимый выброс;

ПЭК - производственный экологический контроль;

СЗЗ - санитарно-защитная зона;

ТНВ - технологический норматив выбросов.

     4 Общие положения

4.1 Основой для проведения работ по нормированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух являются результаты инвентаризации выбросов (в отношении действующих хозяйствующих субъектов) и данные проектной документации [в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструируемых хозяйствующих субъектов].

Исходя из данных о результатах инвентаризации определяют источники выбросов и перечень ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха.

4.2 Нормирование выбросов ЗВ в атмосферу предусматривает учет не только гигиенических, но и экологических нормативов качества атмосферного воздуха.

4.3 При определении нормативов допустимых выбросов (ПДВ, ВРВ) применяют методы расчетов рассеивания выбросов веществ в атмосферном воздухе, а также методы сводных расчетов.

4.3.1 При применении методов сводных расчетов нормативы ПДВ для каждого ЗВ, поступающего в атмосферу от хозяйствующего объекта, устанавливают исходя из требования непревышения концентраций j-го ЗВ , создаваемых выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта в атмосферном воздухе, квот концентраций, установленных для хозяйствующего субъекта:

,                                       (1)


где x, y - координаты произвольной точки местности в зоне влияния выбросов хозяйствующего субъекта;

- значение квоты концентрации, которая может создаваться выбросами j-го ЗВ рассматриваемого объекта в точке с координатами x, y, рассчитанное с помощью рекомендованной к применению методологии определения допустимых вкладов объектов в загрязнение атмосферного воздуха на основе сводных расчетов.

Выполнение условия (1) для действующих хозяйствующих субъектов проверяется вне территорий существующих СЗЗ, а для хозяйствующих субъектов, расположенных в сложившейся жилой застройке, - на границе ближайшей жилой застройки и зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования, в частности мест массового отдыха населения, территорий размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации (далее - зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования).

4.3.2 До внедрения в городе (населенном пункте) системы сводных расчетов и определения допустимых вкладов (квот концентраций) при нормировании выбросов ЗВ в атмосферу для каждого j-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от объекта, проверяют следующее условие:

,                                          (2)


где - суммарная максимальная разовая концентрация j-го ЗВ с учетом фона, в долях ПДК;

- учитываемая максимальная разовая фоновая концентрация j-го вещества, создаваемая выбросами других хозяйствующих объектов, а также передвижными средствами, эксплуатируемыми за пределами промышленных территорий, в долях ;

 - максимальная разовая концентрация j-го ЗВ, создаваемая выбросами предприятия, в долях ПДК;

,                                                                   (3)


где - приземная максимальная разовая концентрация j-го ЗВ, создаваемая выбросом рассматриваемого объекта, рассчитанная по утвержденной в установленном порядке методике [1], мг/м;

- предельно допустимая максимальная разовая концентрация рассматриваемого j-го  ЗВ в атмосферном воздухе или ОБУВ, мг/м.

При использовании действующих методов расчета рассеивания ЗВ, для которых установлены среднесуточные предельно допустимые концентрации () и (или) среднегодовые концентрации (), величину рассчитывают с учетом следующей формулы: