ГОСТ ISO 7516-2019
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЧАЙ РАСТВОРИМЫЙ
Отбор проб для анализа
Instant tea. Sampling for analysis
МКС 67.140.10
Дата введения 2020-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческой организацией "Российская ассоциация производителей чая и кофе "РОСЧАЙКОФЕ" (Ассоциация "РОСЧАЙКОФЕ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 июля 2019 г. N 120-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 9-2022).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 октября 2019 г. N 877-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 7516-2019 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2020 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 7516:1984* "Чай быстрорастворимый в твердой форме. Отбор проб" ("Instant tea in solid form - Sampling", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный стандарт разработан подкомитетом ISO TC 34/SC 8 "Чай" Технического комитета по стандартизации ISO/TC 34 "Пищевые продукты" Международной организации по стандартизации (ISO)
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6) и для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе межгосударственных стандартов
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2022 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Являясь натуральным продуктом, растворимый чай может проявлять различные свойства в зависимости от сезона изготовления и/или источника листового материала. Особенно важными являются такие технологические характеристики, как насыпная плотность, сыпучесть порошка и размер частиц. Поэтому пробу из каждой поставки или партии целесообразно готовить на предприятии и направлять заказчику для одобрения прежде, чем растворимый чай будет отправлен с предприятия.
Чтобы подтвердить, что определенная партия растворимого чая соответствует техническим условиям контракта, покупатель может произвести отбор проб из репрезентативного количества ящиков (коробок) по прибытии продукта на его территорию. Растворимый чай упаковывают и транспортируют в герметичных пакетах из влагонепроницаемого материала, защищающих его от воздействия внешней среды. Ввиду гигроскопичности и хрупкости продукции необходимо предпринимать специальные меры, чтобы исключить при отборе проб неблагоприятное влияние внешней среды на саму пробу и остальную часть партии.
Настоящий стандарт устанавливает методы отбора проб растворимого чая и распространяется на отбор проб из упаковок любого объема.
Установлены отдельные методы отбора проб в местах производства, транспортирования и реализации.
Кроме того, для отбора проб на некоторых из перечисленных этапов устанавливают специальные меры предосторожности в зависимости от того, будут ли отобранные пробы использованы для определения характеристик частиц чая (например, насыпная плотность, сыпучесть, размер частиц) или его состава (например, содержание влаги, золы).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 поставка (consignment): Количество товара, отправленного или полученного в одно время, сопровождаемое одним комплектом документов.
Примечание - Поставка может состоять из одной или нескольких партий или их частей.
2.2 партия (lot; break): Определенное количество растворимого чая, предположительно с одинаковыми характеристиками, взятое из поставки произведенной продукции, одинаково упакованное.
2.3 первичная проба (primary sample): Небольшое количество растворимого чая, отобранное в одно время из одной точки отдельной единицы упаковки, или, в определенных случаях, содержимое отдельной упаковки (массой менее 1 кг).
Примечание - Набор первичных проб отбирается из различных мест партии.
2.4 объемная проба (bulk sample): Количество растворимого чая, полученное объединением первичных проб, отобранных из различных мест партии, характеризующее качество растворимого чая в партии.
2.5 лабораторная проба (laboratory sample): Определенное количество растворимого чая, отобранное из объемной пробы, характеризующее качество растворимого чая в партии и предназначенное для анализа.
2.6 место производства (point of manufacture): Место на предприятии, в котором растворимый чай помещают в первую непосредственную упаковку до момента, когда потребительскую тару герметично закроют.
2.7 потребительская (первичная) тара (immediate container): Тара, с которой растворимый чай находится в непосредственном контакте; может быть помещена в другую (транспортную) тару.
Примечание - Примеры потребительской тары:
а) запечатанный пакет, применяемый для объемного транспортирования растворимого чая, помещенный в дополнительный контейнер, например, картонный ящик;
б) стеклянный сосуд или запечатанный пакет, помещенный в потребительскую упаковку для розничной торговли.
2.8 упаковка для розничной торговли (retail pack): Любая упаковка, в которой потребительская тара содержит менее 1 кг растворимого чая.
3.1 Отбор проб должен осуществляться лицами, назначенными покупателем и/или продавцом, и, при необходимости, в присутствии продавца и покупателя или их представителей.
3.2 Отбор проб проводят в закрытом помещении таким образом, чтобы пробы растворимого чая, инструмент для отбора проб и посуда, в которую помещают пробы, были защищены от случайного загрязнения и других внешних факторов, способных повлиять на характеристики проб, например, влажности, пыли, излучения и т.д.
Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы инструмент для отбора проб был чистым и сухим, а также свободным от посторонних запахов, которые могут повлиять на пробы растворимого чая.
3.3 Все операции (например, объединение первичных проб в объемную, упаковывание проб) осуществляют таким образом, чтобы избежать изменений характеристик проб растворимого чая.
3.4 Если при отборе проб обнаруживают, что партия по внешнему виду неоднородна (см. 2.2), отбор прекращают, о чем информируют лицо, заказавшее отбор проб.
4.1 Количество единиц потребительской тары для отбора проб
Количество единиц потребительской тары от одной партии, из которых следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям, установленным в 4.1.1-4.1.3, если иное не предписано контрактом, или 4.3.
4.1.1 Потребительская тара, содержащая более 20 кг растворимого чая
Если в потребительской таре содержится более 20 кг рассыпного растворимого чая, то минимальное число единиц тары от одной партии, из которой следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Количество единиц потребительской тары в партии, шт. | Объем выборки, шт. |
От 2 до 10 включ. | 2 |
От 11 до 25 включ. | 3 |
От 26 до 100 включ. | 5 |
Более 100 | 7 |
4.1.2 Потребительская тара, содержащая не более 1 кг растворимого чая
Если потребительская тара содержит не более 1 кг растворимого чая, минимальное число единиц тары от одной партии, из которой следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям, указанным в таблице 2, при условии, что достигается необходимая масса лабораторной пробы.
Таблица 2
Количество единиц потребительской тары в партии, шт. | Объем выборки, шт. |
До 25 | 3 |
От 26 до 100 включ. | 5 |
От 101 до 300 включ. | 7 |
От 301 до 500 включ. | 10 |
От 501 до 1000 включ. | 15 |
От 1001 до 3000 включ. | 20 |
Более 3000 | 25 |
4.1.3 Потребительская тара, содержащая от 1 кг до 20 кг растворимого чая
Минимальное число единиц потребительской тары от одной партии, из которой следует отобрать пробы, должно соответствовать значениям из таблиц 1 или 2 по соглашению заинтересованных сторон.
4.2 Процедура случайного отбора проб