2.5.1 тормозная система поезда: Совокупность частей пневматической системы подвижного состава, обеспечивающих функционирование тормозных приборов и устройств, установленных на тяговом и нетяговом подвижном составе поезда.
2.5.2 тормоза (единицы железнодорожного подвижного состава): Комплекс составных частей единицы железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления ее движению в целях поддержания или снижения скорости движения, остановки и/или удержания в неподвижном состоянии.
2.5.3
тормозной путь: Расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения, до полной остановки. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.68] |
2.5.4 приборы управления тормозами: Составная часть тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормозами единицы железнодорожного подвижного состава или поезда в целом.
2.5.5
кран экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.86] |
2.5.6
торможение: Создание искусственного сопротивления движению поезда или отдельных единиц подвижного состава в целях их остановки, уменьшения скорости движения или удержания на месте. [ГОСТ 32880-2014, статья 3.20] |
2.5.7
экстренное торможение: Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем реализации максимальной тормозной силы. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.70] |
2.5.8 тормоз автоматический (Нрк. автотормоз): Устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и/или электрической цепи безопасности и/или при открытии крана экстренного торможения.
2.5.9 петля [электрическая цепь] безопасности: Совокупность электронных или электрических устройств и замкнутый электрический контур, при разрыве которого или снятии напряжения срабатывает автоматический тормоз и происходит экстренное торможение.
2.5.10
фрикционный тормоз: Устройство, в котором сила торможения создается путем прижатия специальных фрикционных элементов - тормозных колодок или накладок дисковых тормозов к вращающимся поверхностям - колесам или специальным тормозным дискам. [ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.79] |
2.5.11 рельсовый тормоз: Устройство, которое вызывает замедление движения железнодорожного подвижного состава независимо от контакта между колесом и рельсом, путем электромагнитного взаимодействия рельса и башмака, расположенного на тележке.
Примечание - Различают два вида рельсового тормоза: вихретоковый и магниторельсовый.
2.5.12