В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 бизнес-план (business plan): Концепция предпринимательской деятельности бизнес-модели, продукта или группы продуктов, реализуемая в виде плана или программы осуществления бизнес-операций, содержащая сведения о фирме, продукте и его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации бизнес-операций и эффективности их выполнения.
Примечание - В бизнес-плане учитываются концепция продукции и маркетинга, экономическая и маркетинговая среда, рыночная стратегия, намеченные цели и необходимые ресурсы. Бизнес-план должен четко раскрывать предпринимательский потенциал, а также все потенциальные возможности и риски
2.2 продукт (product): Изделие и/или услуга, которые в настоящее время и в будущем будут предлагаться компанией и обладают определенной ценностью для существующих или потенциальных клиентов.
2.3 тип продукта (product type): Специфическая для продукта или набора услуг форма, ассоциированная с модификацией продукта с целью его дифференциации, диверсификации или вариации.
Примечание - Дополнительные типы продуктов возникают при их модификации, которая изменяет номенклатуру продукции:
- Дифференциация продукции - увеличение глубины ее номенклатуры (за счет создания альтернативных продуктов).
- Диверсификация продукции - увеличение ширины ее номенклатуры (за счет создания дополнительных продуктов).
- Вариация продукции - замена продукта в уже существующей номенклатуре на другой продукт.
2.4 управление продукцией (product management; РМ): Контроль и мониторинг процесса разработки продукта, многофункциональная координация основных видов деятельности на протяжении жизненного цикла продукта, группы продуктов или модельного ряда (линейки) продуктов.
2.5 процесс управления продукцией (product management process): Комплексное систематическое принятие решений и производственный процесс, предназначенные для управления продукцией.
Примечание - См. рисунок 2 в 5.2.
2.6 менеджер по продукции (product manager): Сотрудник организации, ответственный за выполнение этапов процесса управления продукцией.
2.7 жизненный цикл продукта (product life cycle): <в контексте этапов> Цикл, охватывающий четыре основных этапа продукта - "запуск", "рост", "зрелость" и "упадок" - и связанный с активным маркетингом продукта на рынке.
Примечание - Иногда в основу жизненного цикла продукта закладывают процесс, состоящий из пяти этапов - запуска, роста, зрелости, насыщения и упадка.
2.8 жизненный цикл продукта (product life cycle): <в контексте времени> Время, отсчитываемое от этапа наблюдения (включая этап создания) до этапа вывода продукции на рынок, которое включает в себя помимо этапа наблюдения за рынком, формирования идеи, разработки продукта и его производства, которые предшествуют маркетингу, в том числе этап ухода с рынка, который следует за активным маркетингом.
Примечание - См. рисунок 2 в 5.2.
2.9 план маркетинга продукции (product marketing plan): План, предназначенный для определенной комбинации продукта и рынка, описывающий:
- ситуацию на рынке (клиентов, конкурентов, собственную компанию, рыночную среду);
- стратегию в отношении продукта/рынка (их позиционирование);
- цель создания продукта;
- ресурсы и меры, запланированные для оперативной реализации продукта.
Примечание - План маркетинга продукта является основным инструментом управления продукцией