Организации постоянно сталкиваются с всевозрастающим числом проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды: ее загрязнение влияет на потребление водных, воздушных и земельных ресурсов; затраты на сырье и энергию становятся все более неустойчивыми и непредсказуемыми из-за их неэффективного использования и дефицита невозобновляемых ресурсов, не связанных с изменением климата, а вызванное парниковыми газами повышение среднемировой температуры и изменение климата приводят к повышению рисков для инфраструктур, вызываемых штормами, наводнениями и засухами.
Указанные проблемы оказывают значительное влияние на бизнес и распространяются на общество в целом, контрольно-надзорные органы, потребителей, клиентов, локальные сообщества и другие заинтересованные стороны, которым необходимы гарантии бизнеса в части их бережного и ответственного отношения к окружающей среде, а также в части отсутствия пагубных последствий деятельности организации, ее продукции и производственных операций.
Системный подход к решению вопросов экологического менеджмента дает возможность управлять бизнес-рисками, а также обеспечивать высокий уровень экологической ответственности, что позволяет организациям четко реагировать на потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. Коммерческая выгода от применения четко формализованной системы экологического менеджмента (EMS-системы) состоит в более эффективном использовании ресурсов, снижении риска загрязнений и невыполнения других обязательств, а также в улучшении взаимоотношений с потребителями.
Многие организации уже начали получать выгоды от использования формализованных EMS-систем, однако все еще существует большое количество организаций, в особенности малых и средних предприятий, у которых подобные системы практически отсутствуют. Долгосрочные цели развития и цели устойчивого развития организации, по умолчанию, должны включать в себя аспекты защиты окружающей среды, смягчение возможных воздействий неблагоприятных факторов на окружающую среду; содействие соблюдению экологических обязательств и повышению экологической эффективности; предотвращение непреднамеренного воздействия на окружающую среду на любом этапе жизненного цикла, получение финансовых и технологических преимуществ и поддержание взаимосвязей с соответствующими заинтересованными сторонами.
Внедрение EMS-системы в организации может оказаться сложным процессом, зависящим, в первую очередь, от наличия соответствующего компетентного персонала и ресурсов. Использование поэтапного подхода, установленного в настоящем стандарте, позволяет организациям разрабатывать свои EMS-системы, на протяжении того промежутка времени, который характеризуется особенностями организации и зависит от конкретных обстоятельств.
Поэтапный подход обладает многими преимуществами, а именно - организации могут с большей легкостью оценивать временные и финансовые затраты на EMS-систему и возможную прибыль. Любая организация в любой момент может начать разработку EMS-системы, которая будет соответствовать ее конкретным требованиям и обеспечивать ее внедрение в том темпе, который будет зависеть от имеющихся у нее человеческих и финансовых ресурсов. Подобный подход может также способствовать пониманию того, как улучшение состояния окружающей среды позволяет снижать издержки, подтверждать соответствие нормативным правовым актам, улучшать взаимоотношения с общественностью и оправдывать ожидания заинтересованных сторон.
Целью настоящего стандарта является предоставление организациям рекомендаций по внедрению EMS-системы с использованием поэтапного подхода, который должен применяться в строгом соответствии с требованиями ИСО 14001.
Подход, установленный в настоящем стандарте, состоит из нескольких этапов, каждый этап состоит из 6 последовательных фаз, причем число этапов может быть гибким, изменяемым, что позволит организациям расширять область своей деятельности - ее виды и номенклатуру продукции и услуг, а также повышать уровень зрелости своей EMS-системы, т.е. показатели качества организации в соответствии с намеченными ею целями и доступными ресурсами.
Реализация предлагаемого поэтапного подхода может, например, начинаться с разработки проекта, ориентированного на какой-либо конкретный экологический аспект (типа рационального использования энергии или природных ресурсов), на удовлетворение конкретных потребностей какой-либо из заинтересованных сторон (например, требований заказчика), или на решение конкретной экологической проблемы (например, с целью подтверждения соответствия требованиям законодательства). С течением времени EMS-систему можно расширять, пройдя через несколько этапов, охватывающих более широкий спектр экологических аспектов, или систематически реализуя потребности и ожидания заинтересованных сторон, или повышая экологическую эффективность, не ограничиваясь рамками действующего законодательства.
Матрица уровней зрелости EMS-системы, приведенная в приложении А, является полезным инструментом для оценки внедрения EMS-системы и необходима для непрерывного контроля организацией реализации намеченных экологических целей, а также связанных с ними выгод и эффективного использования ресурсов (финансовых и человеческих).
Матрица уровней зрелости содержит несколько строк, которые соответствуют элементам EMS-системы, определенных в пунктах ИСО 14001:2015, а столбцы соответствуют пяти уровням развития этой системы. Каждый из элементов EMS-системы может реализовываться постепенно, начиная с уровня развития 1 и до уровня полного развития (по достижении уровня 5). При этом элементы EMS-системы будут удовлетворять требованиям соответствующего пункта ИСО 14001:2015.
Оценочный лист, являющийся основой для матрицы зрелости, можно найти на веб-сайте ISO/TC 207/ПК 1. Он обладает структурой, аналогичной структуре матрицы, позволяя организациям определять уровень зрелости каждого из элементов EMS-системы.
На веб-сайте ISO/ТС 207/ПК 1 (https://committee.iso.orq/home/tc207sc1) приведены также примеры разработки компанией полной EMS-системы с помощью поэтапного подхода, описанного в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт, как и другие национальные стандарты, не предназначен для усиления или изменения законодательных требований к организации.