ГОСТ Р ИСО 14005-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Руководящие указания по применению гибкого подхода поэтапного внедрения системы экологического менеджмента
Environmental management systems. Guidelines for a flexible approach to phased implementation of en ironmental management system
ОКС 13.020.10
Дата введения 2020-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2019 г. N 668-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14005:2019* "Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по применению гибкого подхода поэтапного внедрения системы экологического менеджмента" (ISO 14005:2019. "Environmental management systems - Guidelines for a flexible approach to phased implementation", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВЗАМЕН ГОСТ P ИСО 14005-2013
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут быть объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) не несет ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Организации постоянно сталкиваются с всевозрастающим числом проблем, связанных с ухудшением состояния окружающей среды: ее загрязнение влияет на потребление водных, воздушных и земельных ресурсов; затраты на сырье и энергию становятся все более неустойчивыми и непредсказуемыми из-за их неэффективного использования и дефицита невозобновляемых ресурсов, не связанных с изменением климата, а вызванное парниковыми газами повышение среднемировой температуры и изменение климата приводят к повышению рисков для инфраструктур, вызываемых штормами, наводнениями и засухами.
Указанные проблемы оказывают значительное влияние на бизнес и распространяются на общество в целом, контрольно-надзорные органы, потребителей, клиентов, локальные сообщества и другие заинтересованные стороны, которым необходимы гарантии бизнеса в части их бережного и ответственного отношения к окружающей среде, а также в части отсутствия пагубных последствий деятельности организации, ее продукции и производственных операций.
Системный подход к решению вопросов экологического менеджмента дает возможность управлять бизнес-рисками, а также обеспечивать высокий уровень экологической ответственности, что позволяет организациям четко реагировать на потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. Коммерческая выгода от применения четко формализованной системы экологического менеджмента (EMS-системы) состоит в более эффективном использовании ресурсов, снижении риска загрязнений и невыполнения других обязательств, а также в улучшении взаимоотношений с потребителями.
Многие организации уже начали получать выгоды от использования формализованных EMS-систем, однако все еще существует большое количество организаций, в особенности малых и средних предприятий, у которых подобные системы практически отсутствуют. Долгосрочные цели развития и цели устойчивого развития организации, по умолчанию, должны включать в себя аспекты защиты окружающей среды, смягчение возможных воздействий неблагоприятных факторов на окружающую среду; содействие соблюдению экологических обязательств и повышению экологической эффективности; предотвращение непреднамеренного воздействия на окружающую среду на любом этапе жизненного цикла, получение финансовых и технологических преимуществ и поддержание взаимосвязей с соответствующими заинтересованными сторонами.
Внедрение EMS-системы в организации может оказаться сложным процессом, зависящим, в первую очередь, от наличия соответствующего компетентного персонала и ресурсов. Использование поэтапного подхода, установленного в настоящем стандарте, позволяет организациям разрабатывать свои EMS-системы, на протяжении того промежутка времени, который характеризуется особенностями организации и зависит от конкретных обстоятельств.
Поэтапный подход обладает многими преимуществами, а именно - организации могут с большей легкостью оценивать временные и финансовые затраты на EMS-систему и возможную прибыль. Любая организация в любой момент может начать разработку EMS-системы, которая будет соответствовать ее конкретным требованиям и обеспечивать ее внедрение в том темпе, который будет зависеть от имеющихся у нее человеческих и финансовых ресурсов. Подобный подход может также способствовать пониманию того, как улучшение состояния окружающей среды позволяет снижать издержки, подтверждать соответствие нормативным правовым актам, улучшать взаимоотношения с общественностью и оправдывать ожидания заинтересованных сторон.
Целью настоящего стандарта является предоставление организациям рекомендаций по внедрению EMS-системы с использованием поэтапного подхода, который должен применяться в строгом соответствии с требованиями ИСО 14001.
Подход, установленный в настоящем стандарте, состоит из нескольких этапов, каждый этап состоит из 6 последовательных фаз, причем число этапов может быть гибким, изменяемым, что позволит организациям расширять область своей деятельности - ее виды и номенклатуру продукции и услуг, а также повышать уровень зрелости своей EMS-системы, т.е. показатели качества организации в соответствии с намеченными ею целями и доступными ресурсами.
Реализация предлагаемого поэтапного подхода может, например, начинаться с разработки проекта, ориентированного на какой-либо конкретный экологический аспект (типа рационального использования энергии или природных ресурсов), на удовлетворение конкретных потребностей какой-либо из заинтересованных сторон (например, требований заказчика), или на решение конкретной экологической проблемы (например, с целью подтверждения соответствия требованиям законодательства). С течением времени EMS-систему можно расширять, пройдя через несколько этапов, охватывающих более широкий спектр экологических аспектов, или систематически реализуя потребности и ожидания заинтересованных сторон, или повышая экологическую эффективность, не ограничиваясь рамками действующего законодательства.
Матрица уровней зрелости EMS-системы, приведенная в приложении А, является полезным инструментом для оценки внедрения EMS-системы и необходима для непрерывного контроля организацией реализации намеченных экологических целей, а также связанных с ними выгод и эффективного использования ресурсов (финансовых и человеческих).
Матрица уровней зрелости содержит несколько строк, которые соответствуют элементам EMS-системы, определенных в пунктах ИСО 14001:2015, а столбцы соответствуют пяти уровням развития этой системы. Каждый из элементов EMS-системы может реализовываться постепенно, начиная с уровня развития 1 и до уровня полного развития (по достижении уровня 5). При этом элементы EMS-системы будут удовлетворять требованиям соответствующего пункта ИСО 14001:2015.
Оценочный лист, являющийся основой для матрицы зрелости, можно найти на веб-сайте ISO/TC 207/ПК 1. Он обладает структурой, аналогичной структуре матрицы, позволяя организациям определять уровень зрелости каждого из элементов EMS-системы.
На веб-сайте ISO/ТС 207/ПК 1 (https://committee.iso.orq/home/tc207sc1) приведены также примеры разработки компанией полной EMS-системы с помощью поэтапного подхода, описанного в настоящем стандарте.
Настоящий стандарт, как и другие национальные стандарты, не предназначен для усиления или изменения законодательных требований к организации.
В настоящем стандарте содержатся рекомендации по применению гибкого подхода поэтапного внедрения системы экологического менеджмента, охватывающего этапы создания, внедрения, поддержания и совершенствования системы экологического менеджмента (EMS-системы), который может использоваться всеми организациями, включая малые и средние предприятия (МСП) с целью повышения их экологической эффективности.
Поэтапный подход, описанный в настоящем стандарте, обеспечивает гибкость, позволяющую организациям поэтапно разрабатывать EMS-системы в том темпе, который будет зависеть от конкретных условий организации. Каждый этап состоит из шести последовательных фаз. Результат, связанный с уровнем зрелости EMS-системы, по окончании этапа может характеризоваться с использованием пятиуровневой матрицы зрелости, приведенной в приложении А.
Настоящий стандарт может применяться любой организацией, включая малые и средние предприятия, независимо от текущей эффективности экологического менеджмента организации и характера осуществляемой деятельности или местоположения организации.
Используя настоящий стандарт, организация может разработать EMS-систему, которая в конечном итоге будет удовлетворять требованиям ИСО 14001.
Настоящий стандарт не распространяется на конкретные элементы конкретных EMS-систем, которые выходят за рамки ИСО 14001 и не предназначен для интерпретации требований в соответствии с ИСО 14001.
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1
система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (см. 3.1.4) для разработки политик, целей (см. 3.2.5) и процессов (см. 3.3.5) для достижения этих целей. Примечание 1 - Система менеджмента может быть связана с одним или несколькими аспектами деятельности (например, менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергоменеджмент или финансовый менеджмент). Примечание 2 - Элементы системы включают в себя структуру организации, функции и обязанности в ней, планирование и функционирование, оценку эффективности и совершенствование деятельности организации. Примечание 3 - Область применения системы менеджмента может распространяться на всю организацию, на определенные функции организации, на ее конкретные, определенные подразделения или на одну и более функций в группе организаций. [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.1] |
3.1.2
система экологического менеджмента (environmental management system, EMS): Часть системы менеджмента (см. 3.1.1), используемая для управления экологическими аспектами (см. 3.2.2), выполнения принятых обязательств (см. 3.2.9) и учитывающая риски и возможности (см. 3.2.11). [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.2] |
3.1.3
экологическая политика (environmental policy): Намерения и направления деятельности организации (см. 3.1.4), распространяющиеся на экологическую эффективность (см. 3.4.11) и официально сформулированные высшим руководством организации (см. 3.1.5). [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.3] |
3.1.4
организация (organization): Лицо или группа лиц, которое наделено определенными функциями, обязанностями, полномочиями и взаимоотношениями, необходимыми для достижения запланированных целей (см. 3.2.5). Примечание - Понятие "организация" включает в себя (но не ограничивается) следующими понятиями: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, органы управления, товарищества, благотворительные организации или учреждения (или их части или сочетания), независимо от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными. [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.4] |
3.1.5
руководители высшего звена (top management): Лицо или группа лиц, осуществляющих руководство и управление организацией (см. 3.1.4) на высшем уровне. Примечание 1 - Руководители высшего звена обладают полномочиями делегировать свои полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации. Примечание 2 - Если область применения системы менеджмента (см. 3.1.1) распространяется только на часть организации, то к руководителям высшего звена относятся те, кто осуществляет руководство и управление этой частью организации. [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.5] |
3.1.6
заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (см. 3.1.4), которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних. Пример - Потребители, сообщества, поставщики, контрольно-надзорные органы, негосударственные организации, инвесторы и наемные работники. Примечание 1 - "Воспринимать себя в качестве подверженных влиянию" означает, что это восприятие стало известно организации. [ИСО 14001:2015, пункт 3.1.6] |
3.2.1
окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (см. 3.1.4), к которому относят воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения. Примечание 1 - Понятие "окружение" может распространяться на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной системы. Примечание 2 - Окружение может быть описано с точки зрения ее биоразнообразия, экосистем, климата и других характеристик. [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.1] |
3.2.2
экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (см. 3.1.4), ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (см. 3.2.1). Примечание 1 - Экологический аспект может являться причиной экологического воздействия (см. 3.2.4). Значимым экологическим аспектом является тот, который оказывает (или может оказывать) одно или несколько значимых воздействий на окружающую среду. Примечание 2 - Значимые экологические аспекты определяет организация по одному или нескольким критериям. [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.2] |
3.2.3
состояние окружающей среды (экологические условия) (environmental condition): Состояние или характеристика окружающей среды (см. 3.2.1), определяемые в определенный момент времени. [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.3] |
3.2.4
воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение окружающей среды (см. 3.2.1) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (см. 3.2.2) организации (см. 3.1.4). [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.4] |
3.2.5
цель (objective): Результат, который должен быть достигнут. Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или оперативной. Примечание 2 - Цели могут относиться к различным аспектам (например, финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также к различным уровням [например, к стратегическому, общесистемному, проектному, продуктовому, сервисному, или к процессу (см. 3.3.5)]. Примечание 3 - Цель может выражаться различными способами, например, как запланированный конечный результат, назначение, рабочий критерий или экологическая цель (см. 3.2.6), или с использованием других терминов со сходным смыслом (например, целевая установка, задача или задание). [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.5] |
3.2.6
экологическая цель (environmental objective): Цель (см. 3.2.5), установленная организацией (см. 3.1.4) в соответствии с ее экологической политикой (см. 3.1.3). [ИСО 14001:2015, пункт 3.2.6] |