Существует множество различных мотивов и точек отсчета, природа которых существенно зависит от уровня принятия решений конкретным субъектом и возможной свободы действий.
Точки отсчета могут располагаться на следующих уровнях:
- конкретные технологии, методы производства, производственные процессы;
- конкретные продукты, группы продуктов (услуг);
- полные циклы производства;
- коммерческие инфраструктуры;
- предприятие в целом;
- логистические цепочки и поставка продукта;
- сети предприятий и игроков рынка (например, заказчики, провайдеры утилизации продуктов, субподрядчики и т.п.);
- экономика в целом.
Пример - Отдельное предприятие может быть заинтересовано в использовании небольшого количества ресурсов. Экономика в целом может быть заинтересована в уменьшении ее зависимости от импорта конкретных сырьевых материалов. Ответ на вопрос "лежит ли мотив конкретного субъекта в плоскости обеспечения целостности и эффективности использования ресурсов?" во многом зависит от уровня ресурсосберегающего действия и ясности имеющейся перспективы. Вышесказанное включает рассмотрение всех возможных косвенных эффектов на новом уровне (например, эффекта "сдвига" производственного цикла создания добавленной стоимости, эффекта "отдачи" посредством повышения уровня использования и т.п.). Это необходимо для правильной оценки действенности принимаемых мер с учетом аспектов обеспечения эффективности использования ресурсов.
Мотивы предприятий и "активаторы" действий, обеспечивающие эффективное использование ресурсов, могут включать:
- создание механизмов снижения общих затрат;
- повышение цен на сырьевые материалы;
- обеспечение (повышение уровня) конкурентоспособности;
- ограничение (уменьшение) затрат на материалы и энергию;
- экономию затрат на материалы вместо экономии расходов на зарплату персонала;
- уменьшение зависимости от сырьевых материалов;
- разработку системы экологического менеджмента/системы устойчивого управления предприятием;
- уменьшение воздействия на окружающую среду;
- выполнение ожиданий акционеров и заинтересованных сторон: собственников, заказчиков, потребителей, коммерческих партнеров, общественности;
- выстраивание отношений с конкурентами;
- выстраивание отношений предприятия с общественностью;
- подготовку отчета о воздействии на окружающую среду, отчета о социально-ответственном развитии предприятия;
- формулировку юридических требований.
К возможным экономическим выгодам можно отнести:
- экономию средств производства (очевидна на самом низком уровне рассмотрения);
- ресурсосберегающие продукты, усиливающие рыночные позиции и вносящие вклад в обеспечение конкурентоспособности и безопасности;