Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58533-2019 Экологический менеджмент. Руководство по оценке затрат промышленных предприятий на обеспечение экологической безопасности

     2 Общие положения


Затраты производственного предприятия на охрану окружающей среды - это затраты предприятия на мероприятия, проводимые либо самим предприятием, либо третьей стороной, действующей от его имени. Цель данных мероприятий - уменьшить, устранить или избежать вредного воздействия (обусловленного работой предприятия), а также отследить и задокументировать его. Затраты отдельного предприятия на мероприятия по охране окружающей среды не должны ассоциироваться с его производственными показателями.

Примечание - Дополнительную информацию по экологической эффективности см. в ГОСТ Р ИСО 14031*.

_________________

* ГОСТ Р ИСО 14031-2016 "Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности".

Затраты следует классифицировать в терминах категорий затрат на предотвращение вредных выбросов, планирование и мониторинг ситуации, компенсацию ущерба. Данные затраты несут компании, государственные органы и отдельные предприятия. Все указанные категории затрат играют важную роль при оценке экологического ущерба, определении степени допустимости выброса и принятии мер по охране окружающей среды.

В контексте настоящего стандарта меры по охране окружающей среды - это произвольные меры, предпринимаемые в соответствии с законодательством, ситуационно в соответствии со специальной экологической программой конкретной отрасли (сектора) промышленности. Уменьшение воздействия предприятий и принимаемые меры по охране окружающей среды могут повысить эффективность производства. Повышение (уменьшение) эффективности производства не могут быть критериями действенности мер по охране окружающей среды. Принципиальный критерий - степень экологической защиты (уменьшение нагрузки на экологию) конкретного производственного предприятия.

Практическая реализация мер по охране окружающей среды может приносить прибыль. Настоящий стандарт не устанавливает механизмов обеспечения баланса между затратами на экологию и прибылью предприятия. Указанные величины следует рассматривать по-отдельности. Настоящий стандарт обеспечивает прозрачность принимаемых решений и сравнимость полученных результатов. Рассматриваемая методика расчета затрат не дает представления о влиянии затрат (на охрану окружающей среды) на экономическое состояние производственного предприятия. Она также не дает представления об экологической эффективности предприятия.

Вопросы разграничения (делимитации) обусловлены:

- конкретными производственными мероприятиями, работой конкретных промышленных установок;

- особенностями охраны труда и техники безопасности;

- безопасностью промышленных установок, необходимостью предотвращения ущерба.

При определении затрат промышленные установки, связанные преимущественно со средствами охраны окружающей среды, следует четко отделять от установок, связанных преимущественно с производством/логистикой товаров и предоставлением услуг. Добиться этого возможно путем составления (надлежащим образом структурированного) каталога оборудования (и реестра товарных запасов и оборудования).

Если принимаемые меры оказывают влияние как на охрану труда, так и охрану окружающей среды (например, герметизация станка), то капитальные (операционные) затраты распределяют соответственно.

Если принимаемые меры связаны как с предотвращением ущерба, так и с экологической защитой (например, работа приемников для скопления нефти), то капитальные (операционные) затраты распределяют пропорционально. Это относится также к затратам, понесенным в случае нанесенного ущерба (потерь).

Целесообразно классифицировать затраты по направлениям охраны окружающей среды: организация сбора и удаления отходов, водоохранные мероприятия, мероприятия по снижению уровня шума, контроль качества воздуха, мероприятия по охране природы и ландшафта (см. приложение А). В отдельных случаях может оказаться целесообразным учесть более тонкие отличия (например, защита от действия света и защита от действия электромагнитного поля). Правила калькуляции затрат по отдельным конкретным выбросам в настоящем стандарте не рассматриваются.

Порядок финансирования мер по охране окружающей среды в настоящем стандарте также не рассматривается. При определении затрат на реализацию мер по охране окружающей среды такие вопросы, как использование акционерного капитала, заемного капитала, трансфертных платежей (например, бюджетных грантов, бюджетных субсидий и т.п.), не учитывают. Тем не менее указанные аспекты могут играть существенную роль в процессе принятия решений.

Обязательные платежи, не рассматриваемые как долговые обязательства [например, понесенные, но еще не выплаченные расходы (затраты будущих периодов), отсроченные долговые обязательства], вследствие ряда неопределенностей (в части существования, суммы или даты обязательного платежа), в момент фактического платежа, как правило, учитываются как затраты на мероприятия по охране окружающей среды. Примерами таких затрат будущих периодов являются: подлежащая оплате стоимость удаления отходов, неопределенный (до времени) налог на загрязнение окружающей среды, риск судебных издержек по незавершенному судебному иску и т.п.