ГОСТ Р 58532-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент
СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Руководство по разработке, внедрению и практическому применению
Environmental management. Environmental key performance indicators system. Guidelines for development, implementation and use
ОКС 13.020.01, 01.040.13
Дата введения 2020-01-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2019 г. N 665-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Принимаемые политические, социальные и экономические решения все в большей степени взаимоувязаны с существующими экологическими факторами. В настоящее время социальная ответственность бизнеса подразумевает (для промышленных предприятий), в обязательном порядке, наличие установленных систем мониторинга и контроля, обеспечивающих идентификацию и оценку степени воздействия производства на окружающую среду. Предприятиям необходимо обеспечивать непрерывное совершенствование своей деятельности по защите окружающей среды и создавать условия, когда руководители предприятий вынуждены не только признавать необходимость, но и использовать все возможности управления для соответствия установленным требованиям в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Эффективность управления предприятием и получение благоприятных возможностей с учетом экологических требований определяются следующими тремя аспектами:
1 Минимизация затрат (например, выявление и использование потенциалов уменьшения затрат по всем направлениям, связанным с мероприятиями по защите окружающей среды и увеличением конкурентоспособности).
2 Минимизация рисков (например, принятие законодательных мер безопасности, предотвращение событий, наносящих экологический вред).
3 Создание имиджа (например, хорошая репутация среди заказчиков, акционеров, поставщиков, представителей административных органов, в глазах общественности, благодаря наличию открытой и достоверной информации и облегчения доступа к ней).
Опыт управления производственными подразделениями предприятия показывает, что внедрение системы ключевых показателей экологической эффективности (EKPI-показателей) является эффективным инструментом контроля как на стратегическом, так и операционном уровнях. Чтобы полностью задействовать экологический потенциал, необходимо к имеющейся системе производственных показателей добавить экологические показатели, например по аналогии с известной системой сбалансированных показателей BSC (Balanced ScoreCard). Выгода от использования системы экологических показателей зависит от степени ее адаптации к конкретным условиям производства. Каждое предприятие должно разработать свою собственную индивидуальную систему ключевых показателей эффективности.
Настоящий стандарт устанавливает методологию разработки, внедрения, практического применения и непрерывного совершенствования системы ключевых показателей экологической эффективности предприятия и может применяться на предприятиях всех типов и размеров.
Производственные предприятия (и их структурные подразделения) должны устанавливать свои собственные экологические показатели и объединять их в единую систему показателей эффективности предприятия.
Настоящий стандарт не устанавливает конкретные показатели (их значения) или обязательные условия их применения предприятиями, но определяет процедуру, которую следует применять для создания своей собственной системы EKPI-показателей. Данная процедура основана на проведении самообследования и содержит перечень направляющих вопросов и ответов. Все этапы рассматриваемой процедуры дополнены примерами из наилучшей практики предприятий.
Требования настоящего стандарта являются добровольными для применения и не ограничивают свободу какого-либо производственного предприятия в принятии решений.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты.
ГОСТ Р ИСО 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р ИСО 14031 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
На рисунке 1 в общем виде приведена процедура, предназначенная для проведения полного цикла работ, связанных с предварительной оценкой, разработкой, практическим применением и непрерывным совершенствованием системы экологических показателей предприятия.
Вопрос для самооценки:
"Чего добивается производственное предприятие, начиная разрабатывать систему ключевых показателей экологической эффективности?"
Решение о разработке и практической реализации системы ключевых показателей экологической эффективности должно приниматься высшим руководством предприятия. Работа должна начинаться с анализа совокупных затрат и выгод. Анализ должен проводиться с максимально возможной точностью, а его результаты должны отражать не только затраты, но и предполагаемые выгоды. Практическая реализация системы EKPI-показателей является независимым проектом. На этом этапе предприятие проверяет возможность интеграции разрабатываемой системы EKPI-показателей в свою систему экологического менеджмента.
Рисунок 1 - Полный цикл работ, связанных с предварительной оценкой, разработкой, практическим применением и непрерывным совершенствованием системы EKPI-показателей предприятия
Выполнение указанного выше перечня работ возможно при условии, что:
- руководство предприятия поддерживает проект в полном объеме;
- сотрудники предприятия проинформированы и мотивированы;
- имеются все необходимые кадровые и финансовые ресурсы.
Для реализации проекта необходимо, чтобы:
- компетентные и мотивированные сотрудники работали в одной команде;
- задействованные в проекте сотрудники (не только члены команды) были проинформированы заранее (при необходимости проводятся специальные семинары с участием руководителей предприятия);
- вся доступная информация была проанализирована и учтена, например показатели, полученные из отдела внутреннего финансового контроля (отдела контроллинга), экологические показатели, полученные путем анализа текущей экологической ситуации.
Вопросы для самооценки:
1) "Кому необходима информация о мероприятиях по защите экологии на предприятии?"
2) "Зачем?"
Первый вопрос относится к так называемым целевым группам (клиентам). Различают внешние и внутренние целевые группы.
На рисунке 2 приведены возможные целевые группы.
Целевые группы | |
Внутренние | Внешние |
Руководство предприятия | Акционеры |
Ответственный руководитель по направлению охраны окружающей среды | Инвесторы |
Менеджеры по охране окружающей среды | Заказчики |
Руководство цеха | Поставщики |
Руководители подразделений/отделов | Банки |
Контроллинг/производственная бухгалтерия | Страховые компании |
Сотрудники предприятия | Органы власти |
Производственный совет | Местные жители |
... | Инициативные группы граждан |
Ассоциации | |
Университеты и НИИ | |
... |
Рисунок 2 - Целевые группы
Данный перечень адаптируется каждым производственным предприятием с учетом своих реальных условий и задач. Сначала необходимо составить общий список всех целевых групп независимо от их статуса. Затем из общего списка выбираются группы, соответствующие решаемой проблеме.
Второй вопрос отражает интерес целевой группы к получению достоверной экологической информации.
В зависимости от целевой группы и ее интересов производственное предприятие принимает решение о передаче соответствующей информации.
Ниже приведены возможные типы передаваемой информации.
Информация, предназначенная для внутренних целевых групп:
- обоснование дополнительного подключения систем контроля, мониторинга и управления;
- контроль и сравнение затрат;
- определение объема потребления ресурсов и их распределение;
- технико-экономические обоснования;
- информация о достижении экологических целей;
- предоставление информации общественности.
Информация, предназначенная для внешних целевых групп:
- необходимые инвестиции в производственное предприятие;
- оценка различий между рассматриваемым производственным предприятием и его конкурентами;
- информация о соответствии требованиям заказчика;
- обоснование мероприятий по снижению рисков;