ГОСТ Р 58531-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Руководство по внедрению устойчивого менеджмента на малых и средних предприятиях
Governance of organization. Sustainable management implementation guide for small and medium-sized enterprises
ОКС 13.020.20
Дата введения 2020-01-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2019 г. N 664-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
На малых и средних предприятиях конечную ответственность за основные направления деятельности, обязательства и риски несет владелец предприятия, который обычно является и его руководителем. Структура и персонал предприятия, ответственные за управление, а также их компетенции, как правило, четко распределены. Руководители среднего и высшего звена зачастую проявляют беспокойство, что новыми венчурными проектами можно будет управлять только путем привлечения дополнительного персонала, хотя это не обязательно, особенно при внедрении принципов устойчивого менеджмента. При использовании подхода на основе устойчивого менеджмента основное внимание уделяется постоянному стимулированию устойчивого развития компании и ее рабочей среды. Последнее означает поддержку развития компании на широкой, социально-ориентированной основе, которая будет выгодна как владельцу компании, так и самой компании.
Финансовые показатели компании могут быть повышены путем принятия разумных мер по сокращению расходов, например путем экономии энергии, воды и других ресурсов, что само по себе может компенсировать дополнительные расходы на создание системы устойчивого менеджмента.
Учет бизнес-рисков и ограничение краткосрочной максимизации прибыли в конечном итоге будет приводить к повышению стоимости компании. При этом необходимо, чтобы услуги и продукция компании соответствовали ожиданиям клиентов, в особенности - в отношении качества продукции. Многие компании стремятся соответствовать высоким социальным и экологическим бизнес-стандартам вне зависимости от наличия или отсутствия у них внедренных корпоративных процедур, касающихся устойчивого менеджмента.
Устойчивость является существенной проблемой для всех рабочих процессов и направлений деятельности малых или средних предприятий. При переходе на принципы устойчивого менеджмента целесообразно сосредоточиться на самых важных направлениях компании, которые могут различаться по отраслевому принципу, т.е. производственная компания должна сосредотачиваться на создании (разработке) продукции, на источниках получения исходных материалов и утилизации любых отходов, тогда как компания - поставщик услуг должна более внимательно изучить исходную информацию и возможность предоставления уже существующих услуг. Для этого необходимо проанализировать все рабочие процессы, а также связи в цепочке создания добавленной стоимости для определения их устойчивости. Первоначальная проверка важна для получения гарантий внесения в план устойчивого менеджмента всех перспективных направлений деятельности компании.
Модель социально-ответственного "устойчивого бизнеса", рассматриваемая в настоящем стандарте и рассчитанная на малые и средние предприятия, требует для своей реализации участия как штатного персонала предприятия, так и его руководителей. Концентрация внимания на устойчивости процессов предприятия путем применения принципов устойчивого и рационального управления позволяет повысить конкурентоспособность и инновационные возможности предприятия, а также доверие к предприятию среди всех заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по внедрению процесса устойчивого менеджмента во все бизнес-процессы компании, которые необходимо проверять на соответствие основным социальным, экологическим и экономическим требованиям. Цель внедрения методов устойчивого менеджмента состоит в достижении долгосрочного экономического процветания, экологической устойчивости и социальной стабильности компании, что будет вносить свой вклад в благосостояние общества в соответствии с его ожиданиями.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14031 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство по оценке экологической эффективности
ГОСТ Р ИСО 26000 Руководство по социальной ответственности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
социальная ответственность (social responsibility): Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях. [ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.18] |
3.2
заинтересованная сторона (stakeholder): Лицо или группа, заинтересованные в каких-либо решениях или деятельности организации. [ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.20] |
3.3 показатель; индикатор (indicator): Репрезентативная характеристика состояния или деятельности компании, которая может выражаться количественно.
Примечание - Измеряемое выражение состояния или статуса работ, менеджмента или условий см. в приложении А.
3.4 значение рабочей характеристики (performance value): Количественная величина соответствующего показателя в виде его числового значения и единицы измерения.
3.5
устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. [ГОСТ Р ИСО 26000-2012, статья 2.23] |
3.6 устойчивый менеджмент (sustainable management): Тип управления, направленного на повышение экономического благосостояния общества при сохранении экологической устойчивости и стимулировании повышения социальной справедливости, которая должна применяться на практике и повышаться в долгосрочной перспективе.
3.7 показатели устойчивости (sustainability performance): Сводные показатели, полученные по результатам ведения устойчивого менеджмента в компании, которые были измерены и оценены по экономическим, экологическим и социальным критериям.
Примечание 1 - Цель устойчивого менеджмента состоит в постоянном повышении показателей устойчивости.
Примечание 2 - Экологические характеристики можно анализировать и оценивать в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14031.
3.8 цепочка создания добавленной стоимости (value chain): Последовательность (экономических) операций, выполняемых всеми заинтересованными сторонами, в результате которых они создают или получают добавленную стоимость в виде продуктов или услуг.
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
EMAS - схема природопользования и аудита окружающей среды (ecomanagement and audit scheme);
GRI - глобальная инициатива по отчетности (global reporting initiative);
CIP - процесс непрерывного совершенствования (continual improvement process);
PDCA - PDCA-модель (планируй - делай - проверяй - действуй (Plan - Do - Check - Act);
SWOT - анализ слабых и сильных сторон компании, потенциальных возможностей и угроз (strength - weakness - opportunities - threats).
Каждый владелец компании заинтересован в повышении стоимости своей компании, ключевыми факторами которой являются:
- контекст (рабочая среда) компании;
- качество производимой продукции, и
- получаемая прибыль.
Стабильная и устойчивая деятельность компании (с положительным балансом) может быть усилена путем формирования устойчивой стоимости компании (см. рисунок 1), что может достигаться за счет:
- использования долгосрочной стратегии развития компании;
- анализа "правильных" ключевых показателей эффективности деятельности, и
- принятия решений на основе прогнозов.
В среднесрочной перспективе эти меры будут приводить к получению дополнительных конкурентных преимуществ и постоянному повышению стоимости компании. Внедрение нефинансовых показателей может способствовать расширению руководством компании ранее намеченных целей, включая в них важные запросы заинтересованных сторон, которые будут играть важную роль в повышении стоимости (ценности) компании (или в поддержании ее устойчивости). Адресно принимаемые меры способны повышать стоимость (ценность) компании без использования чисто-финансовых средств, причем получаемые при этом выгоды могут носить социальный, экологический или даже финансовый характер.
Рисунок 1 - Повышение стоимости компаний, обладающих устойчивым менеджментом
Для компании важную роль также играет возможность подтверждения факта, что она находится в состоянии устойчивости. По ряду причин инвесторы, финансовые организации или просто клиенты часто обращаются к коммерческим предприятиям с просьбой предоставить конкретные доказательства своей устойчивости, поэтому после реализации процесса устойчивого менеджмента они смогут получать объективную информацию относительно происхождения продуктов, социальную и экологическую оценку бизнес-процессов или перечень структурных изменений внутри самой компании. Доказательства устойчивого менеджмента можно использовать в соответствующих отчетах или как свидетельство некоторой финансовой стабильности, надежности и респектабельности компании.
Участие в деятельности компании таких групп заинтересованных сторон как владельцы, поставщики финансовых услуг, поставщики продукции, сотрудники, клиенты, партнеры, органы исполнительной власти и местное сообщество, обеспечивает повышение ее результативности и стабильность, но при условии соблюдения ею правовых норм, социальных обязательств и учета экологических аспектов (см. таблицу 1).
Устойчивый менеджмент повышает общую стоимость компании, а также приносит выгоды как самой компании, так и всем заинтересованным сторонам.
Таблица 1 - Перечень примеров, иллюстрирующих получение обоюдной выгоды (по принципу выиграл-выиграл) для компании и заинтересованных сторон
Группы заинтере- | Выгоды для компании | Выгоды для групп заинтересованных сторон | Формы участия заинтересованных сторон в работе компании |
Владельцы/ | Доступ к капиталу; постоянство инвесторов | Устойчивое повышение стоимости (ценности); привлекательность для инвесторов с точки зрения этических и экологических факторов | Финансы, управление, администрирование |
Кредиторы и страхователи | Благоприятные условия финансирования; обеспечение ликвидности | Снижение рисков за счет использования в компании превентивных, информационно открытых методов | Финансы |
Заказчики (покупатели) | Покупательское постоянство; позитивный имидж продукции; выгодные варианты ценообразования | Выгодное соотношение цена/качество, обеспечение высокого уровня качества продукции, экологически чистая продукция, ценность торговой марки (бренда) | Сбыт, маркетинг; управление продукцией, развитие, разработка приложений |
Сотрудники компании | Надежные, квалифицированные сотрудники, высокая кадровая стабильность и степень удовлетворенности сотрудников, снижение числа несчастных случаев на производстве, снижение уровня заболеваемости сотрудников, привлекательность для новых сотрудников | Безопасные и благоприятные условия труда, справедливая оплата труда, гибкий рабочий график, возможность повышения квалификации | Формирование кадровых ресурсов, управление, организация сотрудников |
Поставщики | Надежные поставщики, совместная оптимизация продукции по критериям "экологичность/ | Надежные деловые отношения, справедливые цены, совместное развитие специальных знаний, хорошие условия труда | Снабжение, разработка продукции, управление |
Органы власти и государственного управления | Сокращение числа и длительности процедур; снижение обязательств; сохранение рабочих мест; спонсорство; репутация; | Снижение требований к мониторингу благодаря повышению прозрачности процедур, качественному обмену информацией и координации работ; обеспечение возмещения налога на прибыль, эффективное законотворчество | Управление |
Социальное/ | Создание образа ответственного, ориентированного на сотрудника безопасного рабочего места, повышение социальных благ | Ответственная компания, заботящаяся об общественном благосостоянии и охране окружающей среды; открытость информации о мероприятиях компании по укреплению экологической и социальной ответственности; снижение воздействия на окружающую среду; повышение качества жизни | Управление, обмен информацией |
Местная общественность | Предотвращение конфликтов с местной общественностью | Снижение воздействий на окружающую среду; оперативное реагирование на жалобы населения; повышение качества жизни, возможности более оперативного получения информации и участия в управлении компанией | Администрирование, управление, обмен информацией |
Партнеры/сети | Доступ к квалифицированным пользователям, обладающим профессиональными знаниями и опытом; сотрудничество, например в части развития; повышение инновационного потенциала | Взаимодействие, установление партнерских взаимоотношений с научными учреждениями/фондами третьих сторон, проведение ориентированных на практическое применение исследований | Через подразделения компании (например, опытно-конструкторский отдел) |