Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ГОСТ Р 58496-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



МОТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

Motorcycles and scooters for carrying out rescue operations and fire fighting. Classification. General technical requirements. Test methods



ОКС 13.220.10

Дата введения 2020-02-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 августа 2019 г. N 527-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает классификацию, общие технические требования и методы испытаний мототранспортных средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения (далее - МСАСРП).

1.2 Настоящий стандарт распространяется на пожарные машины, которые изготовлены на базе мототранспортных средств: мотовездеходов, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; квадрициклов, предназначенных для движения по дорогам общего пользования и оснащенных оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ Р 50574 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 51815-2001 Квадрициклы. Общие технические требования

ГОСТ Р 52008-2003 Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52230 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если изменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 мототранспортные средства для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения; МСАСРП: Мотовездеходы и квадрициклы, приспособленные с учетом целевого применения для доставки личного состава и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и инструмента.

3.2

мотовездеход: Любое механическое внедорожное транспортное средство на четырех колесах с шинами низкого давления, имеющее сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа и предназначенное для передвижения только одного водителя вне дорог общего пользования.

ГОСТ 52008-2003, статья 3.1

3.3

квадрицикл (мотоколяска): Четырехколесное механическое транспортное средство.

ГОСТ Р 51815-2001, статья 3.1



     4 Классификация

4.1 В зависимости от проходимости МСАСРП подразделяют на неполноприводные и полноприводные.

4.2 В зависимости от целевого назначения и комплектации МСАСРП подразделяют:

- на оперативно-разведывательные, поисковые и предназначенные для мониторинга обстановки. Условное обозначение МСАСРП-Р;

- пожарно-спасательные. Условное обозначение МСАСРП-П;

- аварийно-спасательные. Условное обозначение МСАСРП-А;

- комбинированные. Условное обозначение МСАСРП-К.

     5 Общие технические требования

5.1 Для изготовления МСАСРП должны использоваться мотовездеходы с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа, имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, а также квадрициклы с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов).

5.2 МСАСРП должны состоять из следующих основных частей:

- базового шасси (мотовездехода или квадрицикла);

- кузова (кузовов) в том числе в виде кофра для доставки, в зависимости от целевого назначения, пожарно-технического вооружения, средств защиты и спасения, огнетушащих веществ и средств их подачи, аварийно-спасательного оборудования и инструмента, средств связи, средств наблюдения, разведки и мониторинга окружающей среды;

- дополнительного электрооборудования.

5.3 В зависимости от конструктивного исполнения МСАСРП могут быть укомплектованы прицепами и (или) дополнительными устройствами для размещения пожарно-технического вооружения, гидравлического и аварийно-спасательного оборудования, инструмента, средств защиты и спасения, средств проведения разведки и мониторинга окружающей среды, емкостей и сосудов для огнетушащих веществ, а также устройствами (дополнительными опорами, интеллектуальными балансирами и т.п.), обеспечивающими устойчивость МСАСРП при развертывании, и приспособлениями для защиты личного состава от дорожной грязи.

5.4 Состав пожарно-технического вооружения, средств защиты и спасения, аварийно-спасательного оборудования и инструмента, количество и вид вывозимых огнетушащих веществ и средств их подачи должны обеспечивать выполнение боевым расчетом действий в соответствии с целевым назначением МСАСРП.

5.5 Размещение пожарно-технического вооружения, гидравлического, аварийно-спасательного оборудования и инструмента на МСАСРП должно учитывать тактику их оперативного использования (целевого назначения), обеспечивать доступность, удобство и безопасность при съеме и установке оборудования. Время боевого развертывания МСАСРП зависит от функционального их назначения.

5.6 Компоновки МСАСРП должны обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и деталям, подлежащим обслуживанию и контролю при эксплуатации.

5.7 Компоновка МСАСРП должна обеспечивать распределение массы между осями в соответствии с нормативной документацией на конкретное шасси. При этом нагрузка на управляемую ось должна составлять не менее 25% от полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ±1% от полной массы.

5.8 Величина полной массы МСАСРП не должна превышать 95% от величины максимальной массы, установленной для базового шасси.

При определении массы боевого расчета исходят из массы одного человека (80 кг) плюс 20 кг персонального снаряжения на каждого члена боевого расчета.

5.9 Дорожный просвет МСАСРП - не менее величины дорожного просвета базового шасси.

5.10 Статический угол поперечной устойчивости МСАСРП в полной оперативной готовности должен быть не менее 20°.

5.11 Установка кузова (кофра) не должна нарушать параметров проходимости.

5.12 Крепление пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и инструмента, средств защиты и спасения, средств проведения разведки и мониторинга должно обеспечивать их надежную фиксацию при движении МСАСРП.

При изготовлении МСАСРП должны применяться максимально унифицированные крепежные изделия.

5.13 Пожарно-техническое вооружение, аварийно-спасательное оборудование и инструмент, имеющие острые кромки, должны храниться в чехлах или гнездах (футлярах), в целях исключения вероятности травмирования боевого расчета при действиях в зоне размещения этих средств.

5.14 Источники питания (аккумуляторная батарея, генератор) должны иметь запас мощности, достаточный для подключения дополнительных потребителей электроэнергии (маяков, прожекторов, фар-искателей, радиостанций и т.п.).

5.15 Дополнительное электрооборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52230 и обеспечивать:

- подачу специальных звуковых и световых сигналов по ГОСТ Р 50574;

- работу средств связи.

5.16 Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи.

5.17 Размещение и подключение специальной световой и звуковой сигнализации и пульта управления ею должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 50574 и нормативной документации на эту сигнализацию.

5.18 При подключении дополнительного электрооборудования должен быть обеспечен баланс мощности источников питания при максимальном количестве включенных потребителей во всем диапазоне условий эксплуатации, включая наиболее неблагоприятное их сочетание (зима, ночь и т.д.).

5.19 При монтаже дополнительного электрооборудования и проводки должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности.

5.20 Электрическая проводка, проходящая внутри отсеков кузова, должна иметь разъемы, позволяющие демонтировать узлы и агрегаты МСАСРП без демонтажа электропроводки.

5.21 Каждая электрическая цепь питания любого элемента дополнительного электрооборудования должна оснащаться плавким предохранителем (или автоматическим размыкателем), облегчающим быстрый поиск неисправностей в системе. Предохранители рекомендуется монтировать в одном блоке.

Цепи, питающие устройства с малым потреблением тока, могут оснащаться общим предохранителем при условии, что сила проходящего через него тока не будет превышать 16 А.

5.22 Все провода дополнительного оборудования должны быть надежно защищены и прочно укреплены, чтобы исключить вероятность их обрыва, перетирания или износа.

Отверстия и вырезы для прохода проводов через элементы МСАСРП должны иметь защиту (обработку или обрамление) для предохранения изоляции проводов от повреждения.

5.23 Материалы и комплектующие изделия, применяемые при изготовлении МСАСРП, должны соответствовать требованиям стандартов, технических условий, документов на поставку с учетом климатических условий и специфики охраняемой территории и объектов.

5.24 Детали дополнительного оборудования, прошедшие термическую обработку, не должны иметь трещин, расслоений, пятнистости цементированной поверхности и других дефектов, снижающих их качество.

На поверхностях деталей не должно быть острых кромок, заусенцев, забоин, вмятин и других дефектов, снижающих прочность, ухудшающих внешний вид и способных нанести травму личному составу при применении и обслуживании СМПК.

5.25 Наружные поверхности МСАСРП должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол, пластика и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже II класса по ГОСТ 9.032.

5.26 Цветографическая окраска должна соответствовать целевому назначению МСАСРП и быть красной или белой.

     6 Методы испытаний

6.1 Проверка соответствия классификационному типу

Проверка соответствия 4.2 проводится путем сличения МСАСРП с требованиями, изложенными в конструкторской документации на изделия.