Решение для управления процессами
производственной безопасности

ГОСТ Р 43.4.4-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация"

ОСМЫСЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Informational ensuring of equipment and operational activity. System "man-information". Information comprehension



ОКС 35.020

Дата введения 2020-03-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр "НООН" исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр "НООН")

2 ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 августа 2019 г. N 536-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт в комплексе стандартов в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности ГОСТ Р 43.0.1 устанавливает общие, основные положения, относящиеся к осмыслению специалистами воспринимаемой лингвосемантизированной информации (ЛСИ) мышлением специалиста при проведении отражательно-преобразовательной умственной деятельности.

Настоящий стандарт состоит из двух основных разделов:

- "Общие положения", в котором приведены сведения, относящиеся к общезначимым в осмыслении воспринимаемой ЛСИ мышлением специалиста при проведении отражательно-преобразовательной умственной деятельности;

- "Основные положения", в котором приведены сведения, относящиеся к специальным в осмыслении воспринимаемой ЛСИ мышлением специалиста при проведении отражательно-преобразовательной умственной деятельности.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает общие, основные положения, относящиеся к осуществлению умственной деятельности специалиста по осмыслению его мышлением воспринимаемой лингвосемантизированной информации (ЛСИ) различного назначения и исполнения при выполнении им соответствующей технической деятельности.

Положения настоящего стандарта могут быть использованы в целях интеллектуализированного проведения специалистом технической деятельности с осмыслением его мышлением соответствующей воспринимаемой технической ЛСИ, позволяющие создавать необходимые условия:

- для лингвистизированного чувственного восприятия внешней технической предметно-информационной среды (ТПИС);

- осуществления ноон-технологизации лингвистизированной технической деятельности мышления с применением ноон-технологизированной технической информации;

- лингвистизированного использования технических средств поддержки обращения с техникой;

- осуществления лингвистизированного информационного взаимодействия с необходимой ТПИС;

- развития области знаний, относящейся к информационной психологии;

- совершенствования и развития лингвосемантизированного человекоинформационного функционирования техносферы для осуществления образовательной, трудовой, творческой деятельности с повышенной эффективностью.

Положения настоящего стандарта по осмыслению воспринимаемой информации мышлением специалистов могут быть использованы при их подготовке к безопасному с предвидением, эффективному и продуктивному выполнению технической деятельности с интеллектуализированным, в том числе цифроинтеллектуализированным, проведением этой деятельности специалистами, владеющими языковым (лингвосемантизированным) мышлением, обладающими способностями к самостоятельному и критическому осмыслению воспринимаемой информации, знаниями с пониманием сущности отраженных в мышлении предметов и явлений.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 43.0.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.2 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения

ГОСТ Р 43.0.3 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.5 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.0.6 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие. Общие положения

ГОСТ Р 43.2.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения

ГОСТ Р 43.4.1 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Система "человек-информация"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанием выше года утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 деталь: Предмет, подготовленный для применения в каких-либо целях без разборки.

3.2 знание: Проверенный практикой результат познания действительности, ее верное отражение в мышлении человека.

3.3 интеллект: Совокупность умственных способностей человека, выражающаяся в его познавательных возможностях, определяющая его готовность к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

3.4 интеллектуализация: Выполнение деятельности с наиболее эффективным использованием ума (умственных способностей) человека.

3.5 информационная психология: Это область знаний о влиянии информации, в том числе цифровизированной, на психические свойства человека (специалиста) при проведении образовательной, трудовой, творческой деятельности.

3.6

информационно-обменный процесс: Процесс обмена информацией, происходящий в организме и мышлении оператора при его взаимодействии с внешней информационной средой и осуществлении внутренней информационно-интеллектуальной деятельности с возможным возникновением при этом обратных информационных связей, информационных взаимовлияний, взаимодействий и преобразований, информационно-психических явлений.

[ГОСТ Р 43.0.5-2009, пункт 3.15]

3.7 информация: Результат взаимодействия данных и информационных методов, рассматриваемый в контексте этого взаимодействия.

3.8 когнитивное: Нечто, относящееся к познанию.

3.9 комбинативная информация: Интегрально-лингвистизированная семантическая информация (интегрально-лингвосемантизированная информация) визуального, аудиально-визуального, визуально-аудиального восприятия в компьютеризированном фраземно-фонемном, фонемно-фраземном информационном исполнении.

3.10 контент: Содержательная часть воспринимаемой семантической информации.

3.11 лингвоморфологическое изложение информации: Морфологическое изложение информации с раздельным или совместным, в различных сочетаниях применением дифференциального фонемного информационного образования, дифференциального фраземного информационного образования, дифференциального комбинативного информационного образования, вновь создаваемых или заимствованных для проведения языковой лингвосемантизированной (информационной) деятельности.

3.12 лингвистический: Нечто, относящееся к языку.

3.13 лингвосемантизированная информация: Семантическая информация, упорядоченно представленная в лингвистизированном изложении в соответствии с положениями области знаний, относящихся к лингвистике, для языковой деятельности мышления человека.

3.14 лингвосинтаксизированное изложение информации: Изложение информации как единого целого, с ее представлением в виде соединения отдельных частей этой информации.

3.15 мотив: То, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

3.16 мысль: То, что является результатом мышления; то, чем занят ум, о чем думает кто-либо.

3.17 мышление: Способность человека рассуждать, сравнивать явления действительности, делать выводы.

3.18 ноон-технологизация: Процесс внедрения в техническую деятельность клиаратизированной информации, разработанной с применением ноон-технологии.

3.19

ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006, А.2 приложения А]

3.20 обобщенность: Характеристика познания, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений.

3.21 общество: Совокупность людей объединенных в определенных целях.

3.22 опосредованность: Характеристика познания, указывающая на происхождение и функционирование предметов и действий с ними.

3.23 осмысление (информации, знаний, сообщений, сведений): Образование мыслей в процессе какой-либо деятельности с целью создания соответствующих условий для проведения необходимой умственной работы мышления.

3.24 предмет: Все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.

3.25

психика: Форма жизнедеятельности, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции поведения на основе этого отражения.

[ГОСТ Р 43.0.6-2011, статья 3.1.22]

3.26 психическое свойство: Определенная характерная активность психики человека (например, относящаяся к вниманию, воле, эмоциям, способностям, мотивациям), проявляющаяся в его умственной деятельности.

3.27 сведение: Семантическое информационное образование для осуществления информационных взаимодействий.

3.28 сенсент: Смысловая часть воспринимаемой семантической информации.

3.29 синергетизированно-синергизированное: Осуществление чего-либо с использованием самоорганизации и взаимосодействия.

3.30 система "человек-информация" (СЧИ в психической деятельности): Система, состоящая из человека и воспринимаемой им информации, образующаяся с появлением определенных информационно-обменных процессов между человеком и соответствующими внешними, внутренними, относительно человека, информационными средами, обеспечивающая выполнение в локализованном пространстве и времени необходимой психической деятельности с проведением человекоинформационного взаимодействия и возникновением психических явлений.

3.31 сообщение: Набор сведений для осуществления информационных взаимодействий, например по принятию решений, выработке предвидений.

3.32 социум: Общество, существование которого основано на определенных правилах.

3.33 специалист: Человек, профессионально занимающийся специальной деятельностью в социуме, например: преподаватель в технической образовательной деятельности, оператор в технической трудовой деятельности, конструктор в технической творческой деятельности.

3.34

техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества.

[ГОСТ Р 43.0.2-2006, А.4 приложения А]