Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58497-2019 (ИСО 15008:2017) Эргономика транспортных средств. Эргономические аспекты информационно-управляющей системы транспортного средства. Требования к представлению визуальной информации внутри транспортного средства и методы проверки их выполнения

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

Терминологические базы данных ИСО и МЭК доступны по следующим интернет-адресам:

- электронная база МЭК Electropedia по адресу: http://www.electropedia.org/;

- электронная платформа ИСО с функцией онлайн-просмотра терминов по адресу: http://www.iso.org/obp.

3.1 адаптация (adaptation): Приспосабливание чувствительности глаза к яркости (3.25) в наблюдаемом поле зрения за счет химических и физических процессов внутри глаза.

Примечание - Темновая адаптация наступает более медленно, чем световая адаптация.

3.2 вспышка (flash): Предполагаемое периодическое изменение яркости света или визуальной информации от значения "ВЫКЛ" до заданного значения, используемое для привлечения внимания.

Примечание - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость), приведены в ГОСТ 8.654.

3.3 динамическая информация (dynamic information): Информация, имеющая более двух состояний изменения.

3.4 дискомфортная блесткость (discomfort glare): Блесткость, вызывающая неприятные ощущения, но не обязательно ухудшающая при этом видимость объектов.

Примечание - Эффект дискомфортной блесткости относится к восприятию и ухудшает зрительное внимание и выделение изображения.

3.5 дневные условия (day condition): Условия с рассеянным окружающим светом.

3.6 дрожание (jitter): Непреднамеренное периодическое перемещение изображения или его частей.

3.7 избыточная информация (redundantly presented information): Информация, предоставляемая одновременно с помощью различных средств или в различных местах.

Примеры

1 Скорость может быть отображена одновременно в аналоговом и цифровом формате.

2 Пошаговая навигация может быть отображена одновременно на главном и дополнительном дисплее.

3.8 карта (map): Изображение на плоской поверхности определенной части поверхности земли, отражающее ее свойства и расположенные на ней объекты (в особенности дороги и схемы движения), имеющие форму и размеры в соответствии с определенной системой условных обозначений.

3.9 квазистатическая информация (quasi-static information): Представленная на дисплее информация, имеющая ограниченное количество возможных состояний, при этом то или иное состояние отображается постоянно и редко изменяется.

Пример - АМ/РМ (время до полудня/после полудня), км/мили, кПа/psi (килопаскали/фунты на квадратный дюйм), ВКЛ/ВЫКЛ.

3.10 коэффициент контраста (contrast ratio,  ): Отношение яркости области в "освещенном" состоянии к яркости той же области в "темном" состоянии .

Примечания

1 .

2 Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость), приведены в ГОСТ 8.654.

3.11 критическая зеркальная линия; КЗЛ (critical specular line, CSL): Линия от центра дисплея до центра эллипса глаза (3.23).

3.12 мелькание или мерцание изображения (flicker): Непреднамеренные пульсации изображения во времени, обычно возникающие в процессе обновления информации на дисплее или вызванные колебаниями яркости подсветки.

Примечание - Термины и определения, связанные с фотометрическими величинами (например, освещенность, яркость), приведены в ГОСТ 8.654.

3.13 ночные условия (night condition): Условия слабого окружающего освещения, при которых на адаптацию (3.1) глаз водителя в основном влияют часть дороги впереди, освещенная фарами транспортного средства и уличными фонарями, а также яркость (3.25) дисплея и приборной панели.