5.1 Нормы параметров освещения тоннелей должны соответствовать ГОСТ Р 56334.
5.2 Регулирование параметров освещения тоннелей проводят для дневного и ночного режима работы.
В дневном режиме работы при естественной горизонтальной освещенности вблизи въездного портала более 100 лк в транспортной зоне тоннеля выделяют четыре яркостью зоны: пороговую, переходную, внутреннюю и выездную, а перед въездом в тоннель - подъездную яркостную зону.
В ночном режиме работы при естественной горизонтальной освещенности вблизи въездного портала менее 100 лк формируют одноуровневую яркостную зону на всем протяжении транспортной зоны тоннеля.
В климатических зонах, где в темное время суток при отсутствии облачности, тумана и других естественных погодных условий при естественной горизонтальной освещенности вблизи въездного портала более 100 лк, регулирование освещения тоннелей рекомендуется производить согласно требованиям дневного режима работы.
5.3 К параметрам регулирования освещения в дневном режиме относят:
- среднюю яркость дорожного покрытия в пороговой зоне ;
- продольное распределение яркости дорожного покрытия в переходной зоне ;
- среднюю яркость дорожного покрытия во внутренней зоне ;
- среднюю яркость дорожного покрытия в выездной зоне .
5.4 Регулирование освещения в дневном режиме проводят в пороговой и переходной зоне тоннеля в зависимости от уровня яркости адаптации в подъездной зоне в заданный момент времени.
При регулировании освещения в пороговой зоне значение отношения должно соответствовать установленному в ГОСТ Р 56334.
Регулирование освещения в переходной и пороговой зоне проводят одновременно таким образом, чтобы отношение было постоянным.
5.5 Регулирование освещения в ночном режиме на протяжении всего тоннеля проводят по средней яркости дорожного покрытия.
5.6 Для обеспечения плавного регулирования и сохранения задаваемых параметров светового потока рекомендуется обеспечивать стабилизацию питающего напряжения ОП применением регуляторов-стабилизаторов или устройств стабилизации питающего напряжения (или оптимизаторов напряжения) перед регулятором, подключенным к распределительной сети освещения тоннелей. Рекомендуется для СД и разрядных ИС при плавном регулировании использовать "шаг" не более 10%.
Примечания
1 Под плавным регулированием понимается результат управляющего воздействия регулятора в течение задаваемого промежутка времени, когда в допустимом диапазоне регулирования параметров светового потока ОП (от минимума до максимума) выполняется заданное количество шагов, направленных на понижение или повышение значений параметров регулирования путем изменения значений напряжения/тока/мощности, которое при визуальном восприятии водителем не создает эффекта ослепления, приводящего к нарушению ориентации или к наблюдению резкого изменения светового потока.
2 Под ступенчатым регулированием понимается быстрое изменение светового потока (более чем 10%), которое может наблюдаться визуально, и включение/отключение части ИС в ОП или отдельных модулей ОП при его модульной конструкции в том случае, если для УУ СД или ЭПРА предусмотрены только функции включения/отключения всего ОП или его части.
5.7 При отсутствии фотометрических датчиков изменение режима работы ОУ тоннеля с применением регуляторов проводят по годовому графику смены дневного и ночного режимов или по сигналу (появлению напряжения в каскадной цепи) при отключении/включении освещения.
5.8 Для дневного и ночного режимов работы предусмотрены следующие технологические состояния системы регулирования:
- нормальное - все технологические параметры сетей освещения тоннеля находятся в пределах нормы;
- анормальное - не все технологические параметры находятся в пределах нормы, и это может создать определенные проблемы при эксплуатации дорожной инфраструктуры тоннеля или для участников дорожного движения, но это еще не приводит к возникновению устойчивых аварийных ситуаций в работе программно-технических средств, коммуникаций, электрооборудования, конструкций или ОУ, а также аварийных ситуаций для участников дорожного движения;
- аварийное - как минимум один технологический параметр выходит за нормируемые пределы, что вызывает устойчивые сбои или повреждения (дефекты), отказы (нарушения работоспособного состояния) в работе комплексов технических средств, ПТК, коммуникаций, электрооборудования или ОУ, что, в свою очередь, создает реальную угрозу возникновения аварийных ситуаций для участников дорожного движения, нарушения и/или перерывы в контроле и мониторинге технологических и производственных процессов;
- диагностическое (тестовое) и аварийно-диагностическое - проведение полной или выборочной проверки технологических параметров на их соответствие нормируемым значениям.
Примечание - Аварийно-диагностическое технологическое состояние применяется в том случае, когда параметры регулирования контролируются и анализируются системой для целей диагностики неисправностей ОП. Продолжительность его кратковременна - не более 1 мин для каждого ОП при снижении его мощности не более чем на 50% в ночном режиме. В дневном режиме время, необходимое для проведения диагностики, может иметь произвольное значение.
5.9 Любой из режимов освещения может сопровождаться различными режимами соответствия технологическим нормативам и состояниям.