Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58462-2019 Автоматизированные системы управления освещением автомобильных дорог и тоннелей. Общие требования

     4.2 Требования к АСУ освещением


АСУ освещением должна соответствовать требованиям настоящего стандарта, требованиям технического задания на ее создание и развитие.

В АСУ освещением должны быть предусмотрены: диспетчеризация, контроль правильности выполнения автоматизированных функций и диагностирование, с указанием места, вида и причины возникновения нарушений правильности ее функционирования при работе в штатном (нормальном) режиме.

При отсутствии связи допускается временно выполнять команды, работая в автономном режиме или от резервных средств/подсистем управления (систем автоматического управления), без выполнения функций контроля и диагностики.

Основные варианты решений по управлению освещением с учетом категории или класса дороги по ГОСТ 33382 и класса тоннеля по ГОСТ Р 56334 в зависимости от наличия каналов связи, типа применяемого устройства управления освещением, необходимости резервирования устройств управления подразделяют на следующие группы:

- автоматическое управление от фотореле (датчика освещенности);

- автономное (автоматическое) управление от контроллера по годовому графику;

- управление от контроллера в ПП или в ОП, имеющего связь с диспетчерским пунктом;

- комбинированное управление (варианты первых трех пунктов).

4.2.1 Требования к структуре и функционированию

4.2.1.1 При создании АСУ освещением необходимо учитывать требования ГОСТ 34.602 и соблюдать следующие принципы: развитие (открытость), системность и совместимость.

4.2.1.2 Укрупненно АСУ освещением представляют собой структуру из трех слоев:

- 1 - аппаратура исполнительных пунктов: ПП/ОУ/ОП;

- 2 - каналы связи и управления;

- 3 - аппаратура контролирующих пунктов: диспетчерские пункты дорог и тоннелей/центральные диспетчерские пункты/центры управления производством.

Структуры управления освещением делятся на два класса:

- 1 - системы автоматического управления: управление освещением и регулирование осуществляются без участия человека в контуре управления;

- 2 - АСУ освещением: функции управления осуществляются с участием человека в контуре управления.

Системы автоматического управления могут входить в состав АСУ освещением в качестве подсистем и элементов резервирования и повышения надежности. Варианты систем автоматического управления освещением дорог и тоннелей, АСУ освещением и рекомендуемые (типовые) решения приведены в приложении А.

4.2.1.3 Структура АСУ освещением должна состоять из двух-, трехуровневых систем класса АСУ технологическими процессами. Программно-технический комплекс АСУ технологическими процессами освещением должен соответствовать следующим характеристикам:

- включать в себя подсистемы, функционирующие на уровнях иерархической системы централизованного управления с возможностью децентрализации и автономного управления на отдельных участках и ПП при авариях, вызывающих нарушение или потерю связи между уровнями системы (типовая схема структуры управления освещением приведена на рисунке 1);

- работать в реальном времени;

- специализироваться по виду обрабатываемой информации.

4.2.1.4 При трех-, четырехуровневых системах АСУ освещением должны быть предусмотрены автоматизированные и информационные системы MES (система управления предприятием - планирование ресурсов) и ERP (исполнительная система производства).

4.2.1.5 В структуру АСУ освещением в качестве подсистем могут входить дополнительные и сервисные системы.

4.2.1.6 К объектам первого (нижнего) уровня АСУ освещением относят датчики, измерительные преобразователи (подуровень 1А) и регуляторы (подуровень 1Б). Нижний (первый уровень и подуровни) уровень допускается называть полевым. Объекты этого уровня, как компонент АСУ, представляют собой уровень технологического процесса - работы ОУ

Требования к подуровням 1А, 1Б в части регулирования и регуляторов освещения дорог и тоннелей должны соответствовать ГОСТ Р 58463.