Статус документа
Статус документа

ГОСТ 9630-2018 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия

     4 Технические требования

4.1 Двигатели следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ IEC 60034-1 и технической документации на двигатели конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

4.2 Двигатели следует изготовлять в климатическом исполнении У, УХЛ, О или Т, категорий размещения 1, 2, 3, 4 или 5 по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1.

Климатическое исполнение и категорию размещения, а также группу условий эксплуатации по ГОСТ 17516.1 следует устанавливать в технической документации на двигатели конкретных типов.

4.3 Степень защиты двигателей и выводных устройств - по ГОСТ IEC 60034-5.

Степень защиты выводного устройства должна быть не ниже IP54.

По согласованию с заказчиком в технической документации на двигатели конкретных типов может быть установлена иная степень защиты выводного устройства.

Двигатели и их выводные устройства, предназначенные для установки в помещениях с повышенной запыленностью окружающего воздуха, требующих периодической гидроуборки, следует изготовлять со степенью защиты не ниже IP55.

4.4 Форма исполнения двигателей по способу монтажа - по ГОСТ 2479.

4.5 Номинальный режим работы двигателей - продолжительный S1 по ГОСТ IEC 60034-1; двигателей для привода конвейеров - режимы S3, S4, S5 или S8 по ГОСТ IEC 60034-1. При этом среднеквадратичное значение мощности не должно превышать значения номинальной мощности двигателя.

4.6 Следует обеспечить возможность пуска двигателя непосредственно от сети.

Допустимое число пусков в год и за срок службы, допустимое снижение напряжения сети при пуске, число последовательных пусков из холодного и горячего состояний, возможность пуска двигателей под нагрузкой, продолжительность интервалов между пусками, предельно допустимые моменты инерции приводимого механизма устанавливают в технической документации на двигатели конкретных типов.

4.7 Направление вращения вала двигателей следует устанавливать в технической документации на двигатели конкретных типов.

4.8 Двигатели изготовляют с шестью выводными концами обмотки статора, заканчивающимися зажимами и закрепленными в выводном устройстве. По заказу потребителя обмотка статора может быть выполнена с тремя выводными концами. Число выводных концов обмотки статора двухскоростных двигателей устанавливают в технической документации на двигатели конкретных типов.

Двигатели с фазным ротором следует изготовлять с тремя выводными концами обмотки ротора.

4.9 Выводные концы обмотки статора двигателей должны быть расположены в коробках выводов. Допускается расположение выводных концов обмотки статора на колодках или высоковольтных изоляторах, расположенных внутри корпуса.

Расстояния в свету между неизолированными токоведущими частями выводного устройства должны быть не менее 100 мм для напряжения до 6 кВ и 130 мм - для напряжения 10 кВ; расстояния от токоведущих частей до корпуса выводного устройства должны быть не менее 90 мм для напряжения до 6 кВ и 120 мм - для напряжения 10 кВ.

Конструкцией выводного устройства двигателей должна быть предусмотрена возможность присоединения как медных, так и алюминиевых кабелей с размещением в них концевых кабельных муфт. Выводное устройство должно быть расположено с правой стороны двигателя, если смотреть со стороны приводимого механизма. По заказу потребителя допускается изготовление двигателей с другим расположением выводного устройства.

Конструкцией выводного устройства должно быть обеспечено многократное присоединение и отсоединение питающего кабеля без повреждения изоляции кабеля, связанного сего отгибанием.

Элементы конструкции выводного устройства при токе короткого замыкания 40 кА длительностью 0,5 с и ударном токе 128 кА не должны разрушаться до степени, угрожающей безопасности обслуживающего персонала.

По согласованию с заказчиком в технической документации на двигатели конкретных типов механизмов могут быть установлены иные значения токов короткого замыкания и длительности их воздействия в зависимости от параметров питающей сети.

4.10 Двигатели изготовляют с подшипниками качения или скольжения.

Смазка подшипников качения - консистентная, подшипников скольжения - жидкостная кольцевая, комбинированная или принудительная под давлением. Для двигателей вертикального исполнения допускается для подшипников качения применение жидкостной смазки.

Конструкцией подшипникового узла с подшипником качения должна быть предусмотрена возможность пополнения и замены смазки на ходу без остановки двигателя.

Должны быть приняты меры по предотвращению вредного действия подшипниковых токов. Значение сопротивления изоляции подшипников устанавливают в технической документации на двигатели конкретных типов.

По заказу потребителя двигатели мощностью 630 кВт и выше, подверженные вибрации со стороны приводимого механизма, должны быть оснащены датчиками вибрации подшипников. Тип датчика указывают в технической документации на двигатели конкретных типов.

4.11 Охлаждение двигателей - воздушное с самовентиляцией или принудительной вентиляцией при разомкнутой или замкнутой системе охлаждения.

Двигатели с замкнутой системой охлаждения следует изготовлять с водяными охладителями или охладителями типа воздух-воздух.

Обозначение способов охлаждения - по ГОСТ 20459.